Автор отзыва:
Несколько лет назад я был на премьере спектакля "Не покидай свою планету" режиссёра Виктора Крамера в котором играют Константин Хабенский и маэстро Юрий Башмет с камерным ансамблем "Солисты Москвы". И вот решил посмотреть снова в МХТ им. А.П.Чехова. Потому что это - феерия, потому что это - космос.
Философский спектакль, где сценография соединены музыка Брамса, Малера и современного композитора Кузьмы Бодрова с видеопроекциями, которые уносят зрителя в далёкий космос и они путешествуют по планетам вместе с Маленьким принцем, чтобы понять, что надо жить на своей планете и оберегать её.
Юрий Башмет
Константин Хабенский сочетает в себе роли Лётчика и Маленького принца. Он органичен, он пластичен. И его диалоги с залом вызывают смех со слезами на глазах.
Константин Хабенский
Диалог Лиса со зрителем, которого он сажает на стуле в середине прохода, вообще гениален в своей трогательности. "Приручи меня!", - вроде всё просто и, даже, смешно. Но сколько в этом диалоге, хотя нет, монологе Лиса, потому что зритель молчит, скрытой грусти, одиночества Лиса, которому нужен Друг. И эта яркая виолончель, которая символизирует космического Лиса, светится одинокой планетой дружбы в море холодного космоса.
Константин Хабенский
На шарах планетах проецируются образы правителей этих звёзд. И этих правителей тоже играет Хабенский, но уже в проекции. Он, как бы, разговаривает со своим вторым, третьим, четвёртым "я". Ведь у каждого человека есть свои собственные "я", которые он может скрывать, а может проецировать на данные обстоятельства.
Вообще "Маленький принц", это книга со множеством скрытых смыслов. Например диалог Маленького принца с королём первого астероида раскрывает суть управления властью и актуален всегда.
"Король повел рукою, скромно указывая на свою планету, а также и на другие планеты, и на звезды.
— И все это ваше? — переспросил Маленький принц.
— Да, — отвечал король.
Ибо он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений.
— И звезды вам повинуются? — спросил Маленький принц.
— Ну конечно, — отвечал король. — Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания.
Маленький принц был восхищен. Вот бы ему такое могущество! Он бы тогда любовался закатом не сорок четыре раза в день, а семьдесят два, а то и сто, и двести раз, и при этом даже не приходилось бы передвигать стул с места на место! Тут он снова загрустил, вспоминая свою покинутую планету, и, набравшись храбрости, попросил короля:
— Мне хочется поглядеть на заход солнца... Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться...
— Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я?
— Вы, ваше величество, — ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.
— Совершенно верно, — подтвердил король. — С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.
— А как же заход солнца? — напомнил Маленький принц: раз о чем-нибудь спросив, он уже не отступался, пока не получал ответа.
— Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя".
А в конце Хабенский хитро добавляет в текст Сент-Экзюпери всего пять слов, и он становится совсем современным.
— Назначаю тебя послом! — поспешно крикнул вдогонку ему король.
- Да куда же сейчас поедешь?
И зал понимающе смеётся.
И вот этот Лётчик, который потерпел аварию в пустыне, он действительно начинает путешествие по мирам вместе с Маленьким принцем, или же ему это грезится в бреду от жажды.
А в конце спектакля гениальный альт маэстро Юрия Башмета заставляет зрителей застыть, задуматься о себе, о своём месте на этой маленькой планете, где каждый из них тот самый Маленький принц, который должен думать о своей планете. И это не просто Земля. Это семья, это дети, та самая маленькая планета каждого, о которой он должен заботиться.
Константин Хабенский и Юрий Башмет
Юрий Башмет, Виктор Крамер, Константин Хабенский
Фото: Михаил Брацило / Москультура