Автор отзыва:
В Зелёном фойе Московского Художественного театра имени А.П. Чехова царит особая, почти мистическая атмосфера. Здесь открылась выставка «Антракт! Играть!», посвящённая громкому возвращению на главную сцену страны легендарного и когда-то запрещённого спектакля — «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова.
История этой постановки — настоящая драма с тремя действиями. Первая состоялась в 1936 году и была трагически короткой: спектакль, бичующий лицемерие и власть, был снят с репертуара под давлением советской цензуры. Второй акт наступил лишь спустя 52 года, в 1988-м, став символом перестройки и творческой свободы. И вот сейчас, под руководством режиссёра Юрия Квятковского, начинается третье, долгожданное возрождение булгаковского шедевра.
Иван Дергачёв, Константин Хабенский, Николай Цискаридзе
Выставка стала своеобразным прологом к этому событию. Её центральной темой, пронизывающей каждый экспонат, стала маска. Как отметил директор Музея МХАТ Павел Ващилин, который сам участвует в спектакле, именно маска является ключом к пониманию не только спектакля, но и всего творчества Булгакова.
«Мы все в жизни меняем маски. Важная роль в этой выставке и вообще роль маски в произведениях Булгакова. В его произведениях все персонажи носят маски. Зачастую маска настолько прирастает, что персонаж Булгакова часто забывает, где он, а где персонаж, и начинает существовать и жить в этой маске», — пояснил Ващилин.
Павел Ващилин
Эта идея оживает в экспозиции: афиши, эскизы декораций, макеты и, конечно, костюмы из разных постановок. Особое внимание неизменно приковывают костюмы великого Олега Табакова, в которых он блистал в ролях Мольера и Тартюфа. Эти артефакты — не просто музейные экспонаты, а молчаливые свидетели театральной истории.
Костюм Мольера в котором играл Олег Табаков
Само устройство новой труппы — блестящая иллюстрация темы маскировки и перевоплощения. В главных ролях заявлены Константин Хабенский (Мольер) и Александра Ребенок (Мадлена Бежар). А знаменитый танцовщик Николай Цискаридзе, исполняющий роль Людовика Великого, и вовсе скрывается за театральным псевдонимом Максим Николаев, добавляя в происходящее ещё один слой игры.
Николай Цискаридзе
«Анализируя все прошлые постановки "Кабалы святош", понимаешь, что маска, как персонаж, как сценический элемент, проходит через все постановки. Это "комедия масок", которую использовал Мольер, когда писал свои пьесы и ставил спектакли», — подчеркнул Павел Ващилин.
Личные вещи Михаила Булгакова
Актёр Иван Дергачёв, как настоящий мастер-масочник, даже провёл для гостей небольшой мастер-класс, погрузив их в традиции итальянской комедии дель арте.
Иван Дергачёв
Выставка «Антракт! Играть!» — это не просто коллекция раритетов. Это размышление о природе театра, о вечном противостоянии художника и власти, о тонкой грани между личностью и ролью, которая в итоге может стать единственной реальностью.
Пётр Вильямс - Эскиз декорации II действия, "Уборная Мольера", к спектаклю "Кабала святош", 1935
Увидеть эту уникальную экспозицию могут все зрители, пришедшие на спектакли МХТ им. А.П. Чехова. Прежде чем занять свои места в зрительном зале, они получают возможность заглянуть за кулисы истории и прикоснуться к тайне великой пьесы, которая вновь готова выйти на сцену.
Фото: Михаил Брацило / Москультура