Автор отзыва:
Одной из самых громких премьер сезона обещает быть спектакль "Роман" режиссёра Александра Лазарева в Театре Российской Армии по великому произведению Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Александр Домогаров предстанет в образе Воланда, а Максим Аверин сыграет Понтия Пилата.
Уже на репетиции становится понятно, что это будет мощь, это будет сила искусства и философии, которая прольётся на зрителя всё сметающим и очищающим душу ливнем, ибо Домогаров с Авериным живут своими ролями, они убедительны в них.
Воланд - Александр Домогаров
Александр Домогаров в роли Воланда на репетиции спектакля "Роман"
При этом есть в обоих персонажах схожесть. Они оба мудры, они оба служители зла, которые, тем не менее, пытаются сделать добро. Но если у Воланда это получается в силу своего мистического могущества, то Пилат становится заложником интриг церковников и несёт свой груз ответственности за смерть Га-Ноцри всю оставшуюся жизнь и даже после своей смерти. Как же не хочет он произносить имя помилованного Варравана, но толпа требует. И с каким отчаянием он, превозмогая себя, выкрикивает его, словно в предсмертной агонии.
Понтий Пилат - Максим Аверин
Максим Аверин в роли Понтия Пилата на репетиции спектакля "Роман"
Но есть и ещё одна схожесть между двумя персонажами. Они оба настоящие мужчины, готовые драться за свои убеждения до конца.
Воланд - Александр Домогаров, Мастер - Максим Чиков
Хотелось бы выделить Анфису Ломакину в роли Маргариты. Она подходит к ней идеально. Эта боль в глазах, отчаяние и, в то же время жёсткость и решимость, а ещё нежность. Она действительно может смести с пути все преграды ради спасения своего любимого Мастера.
Маргарита - Анфиса Ломакина
Удивительная актёрская химия существует между её Маргаритой и Воландом Домогарова. Их дуэт просто шикарный. Два сильных человека, хотя Воланд, это всё же не человек, понимают друг друга.
Воланд - Александр Домогаров, Маргарита - Анфиса Ломакина
Интересно, что в появлении Мастера (Максим Чиков) по требованию Маргариты мы видим библейскую сцену, которую изобразил художник Александр Иванов в картине "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения". То есть Мастер в спектакле представлен Христом, которого Воланд воскресил, чтобы дать ему вечную жизнь вместе с Маргаритой.
А какая интеллектуальная, полная ярости битва происходит между Пилатом и Каифой, где Пилат терпит поражения, борясь за жизнь Га-Ноцри, и уступает Каифе. Но в этой уступке мы видим, что Пилат готов отомстить.
Александр Лазарев: "Прикасаться к такому материалу - огромное счастье. И прикасаться к Михаилу Афанасьевичу Булгакову через его вечный и великий роман - это большой подарок свыше. Для меня это история о важности сказанного слова. Если бы Пилат назвал другое имя. как бы повернулась наша жизнь? Чего бы не было бы, что бы было? Это были бы глобальные сдвиги в человеческом мышлении, в человеческом будущем всей планеты. Это невероятно интересно себя об этом и вместе с талантливой командой над этим рассуждать, воплощать и с удовольствием это делать на этой великолепной сцене".
Александр Лазарев
Александр Домогаров: "Цена одного сказанного слова. Мы все в жизни сталкиваемся с этим огромным вопросом, когда мы говорим "да" или "нет". И что "да" может повлечь за собой, и что может повлечь за собой слово "нет". Здесь история гораздо серьёзнее, гораздо страшнее и гораздо мощней. Если бы он сказал другое имя и этот человек остался бы жив, возникает сразу колоссальное количество вопросов. А вообще было бы христианство в мире, если бы вдруг произнесено было бы другое имя и если бы оно было, то как бы оно развивалось. Но общемировая история пишет такую историю".
Александр Домогаров
Максим Аверин: "Мне кажется публика устала уже от экспериментов. Она хочет приходить в театр и видеть красивую историю, театрализованную, с хорошими декорациями. Нельзя делать эксгумацию автора и надругаться над ним. В данном случае наш режиссёр идёт с автором. Он пытается разгадать его, он пытается следовать за ним".
Максим Аверин
В макетной мастерской художник-постановщик Ольга Никитина показала макеты декораций спектакля "Роман". Основным мотивом проходит камень в центре сцены.
Ольга Никитина: "Камень, висящий тяжестью самого персонажа, который превращается в его же кресло"
Ольга Никитина
Ждём премьеры спектакля "Роман" в январе. Готовится что-то грандиозное.
Фото и видео: Михаил Брацило / Москультура