«Павел I»: триумф и трагедия власти в России

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

В театре им. Вахтангова прошли предпремьерные показы спектакля «Павел I». В полупризрачном черно-серебристом и туманном Петербурге, созданном Максимом Обрезковым, ожили герои исторической драмы и призраки прошлого.

Вот Павел, блестяще сыгранный Александром Олешко, вновь и вновь спорит с призраком являющейся ему властной матери (Ирина Дымченко). В руках ее — то ли трость, то ли скипетр, который переходит к сыну — но что бы тот ни делал, ни одно его распоряжение не встречает одобрения, а внушает лишь страх и озлобленье, которые в итоге выливаются в заговор против царя.

Пьеса Дмитрия Мережковского «Павел I» имеет несомненные литературные достоинства и в то же время непроста для сценического воплощения. Талантливый режиссер Наталья Ковалёва сумела найти к материалу оригинальный подход. С одной стороны, были сокращены избыточные реплики (в основном — второстепенных персонажей), с другой стороны — введена линия разговоров героя с призраком Екатерины II и добавлено некоторое количество стихотворных строк из пьесы Е. Симонова «Смерть Павла I».

В таком виде упор сделан на гамлетовское измерение драмы героя: он потерял не просто власть (в случае Павла — на долгий период времени), он потерял своих близких (отца, который был убит, и мать, которая стала соперницей сына по трону). Именно потеря близких до сих пор мучает Павла больше всего, и сейчас близких у него нет. Не считать же таковыми легкомысленную любовницу (Мария Риваль) или преданного камердинера (Карен Овеян). Отношения с наследником (Юрий Поляк, в другом составе Клим Кудашкин) и вторым сыном Константином (Виталий Иванов) испорчены безнадежно, как и с супругой (Елена Сотникова, в другом составе Анна Антонова). Но, возможно, самой большой ошибкой стало то, что Павел восстановил против себя могущественного графа Палена (которого с пугающей убедительностью сыграл Игорь Карташёв; в другом составе его играет Олег Макаров).

Павел оказался на самой вершине власти, но природу власти он недопонял. Мать даже за гробом одержала победу над сыном. Внук Александр, пришедший на трон по крови отца, обещает править «как при бабушке». Нельзя не отметить изящество и символизм, с которым режиссер решила сцену гибели царя (которого в реальности убивали долго и зверски). Актерский ансамбль великолепен, актеры даже в сравнительно небольших ролях прекрасны (Карен Овеян — Кутайсов, Михаил Васьков — врач, Мария Риваль — Гагарина и другие). И, конечно, Александр Олешко в роли Павла невероятен (в другом составе заглавного героя будет играть Юрий Поляк, который замечательно сыграл наследника, и очень интересно будет увидеть, каким окажется его Павел).

Раздел: 

Метки: