Открытие II Зимнего международного фестиваля искусств в Москве

Автор отзыва: 

Михаил Пореченков, Юрий Башмет

В крещенский сочельник состоялось открытие Второго Зимнего международного фестиваля искусств под артистическим руководством народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета. Странно и грустно было видеть зал Зарядье заполненным всего лишь на четверть, но что поделаешь - эпидемия. А ведь фестиваль открывался премьерой музыкально-литературного действа "Есенин и Маяковский" в исполнении актера Михаила Пореченкова, дирижера Юрия Башмета и камерного оркестра "Солисты Москвы".

Уже в фойе зрители погружались в тему эпохи и в глубины творчества двух поэтов: здесь были развернуты выставки, подготовленные Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля.

Маяковский и Есенин обычно подаются и воспринимаются как поэты-антагонисты, но на самом деле их многое объединяет: боль, муки творчества, внутренние страдания.

В яркой премьере Михаилу Пореченкову и Юрию Башмету удалось объединить поэзию и музыку начала XX века.

"Первым принципом выбора музыки стало соответствие времени, то есть композиторы сочиняли примерно в то же время, что и поэты. Понятно, что в определенный период времени творцы в разных жанрах дышат тем же воздухом, питаются примерно той же информацией. Мы как бы включаем машину времени. Благодаря музыке удается больше понять в поэзии и в то же время шире воспринимается сама музыка", - пояснил дирижер перед выходом на сцену зала "Зарядье".

Революционную бескомпромиссность Маяковского Юрий Башмет смело соединил с музыкой Прокофьева, Стравинского и Шостаковича. Казалось бы, эти вещи абсолютно несочетаемые, но в действительности судьбы творцов были тесно переплетены: с Прокофьевым поэт дружил, с Шостаковичем вместе работал над постановкой «Клопа».

В исполнении Михаила Пореченкова Владимир Маяковский предстает человеком мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем. Обожаемый миллионами поэт чувствует себя ненужным и одиноким без любви той единственной, кому он посвятил свою поэму "Облако в штанах". Это произведение визитная карточка дореволюционного Маяковского — футуриста, чьи тексты обещают нечто большее, чем футуризм. Поэт, объявивший себя голосом улицы, сгорает от любви к женщине по имени Мария, отрицает старое искусство, бросает вызов Богу и всё это со страстью и словесной изобретательностью, которой ещё не было в русской поэзии.

"Черного человека" Сергея Есенина Пореченков прочитал под музыку Белы Бартока, Альфреда Шнитке и Петра Чайковского. Поэма поражает глубиной страдания, она настолько тяжела и трагична, что кажется прямо у нас на глазах рвется сердце поэта. Это одно из самых загадочных и неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. «Черный человек» – грустный анализ прожитого, попытка облегчить душу как на исповеди, в ней Поэт попадает в искаженную реальность «голова моя машет ушами как крыльями птица». "Черный человек" был написан именно в тот период жизни, когда поэт приближался к печальному концу - в результате тяжелые и безрадостные мысли привели его на край пропасти, с которой Есенин сорвался вниз. Поэма стала последним крупным поэтическим произведением Есенина.

Где-то музыкальное сопровождение "Черного человека" было подобрано буквально по атмосфере, а где-то внешне противопоставлено трагедии в словах. "Все дело в контексте и философском осмыслении", - подчеркнул Башмет. По его словам, идея объединить в программе поэтов-антагонистов принадлежит Пореченкову. "Было интересно понять, что их объединяет, а что разъединяет. По большому счету, оказалось, что их многое объединяет, но существуют тонкие вопросы построения стихотворной фразы, работы с текстом: более певучий Есенин и приверженный резкой форме Маяковский" - отметил Пореченков.

Премьера, состоявшаяся в Крещенский сочельник, поистине удалась. Музыка и слово талантливой бесконечностью заполняли зал Зарядье. Музыканты камерного оркестра "Солисты Москвы" в этот вечер играли необыкновенно увлеченно и вдохновенно, быть может, потому что концерты теперь проходят редко и каждый выход на сцену — счастье.

Текст и фото: Елизавета Ефремова

Раздел: 

Метки: