ОФИСНАЯ ПОЭМА О ТЩЕТЕ ШАНЕЛИ, ВЕРСАЧЕ И ПРОЧЕГО ВСЕГО

Автор отзыва: 

Шинель. Татьяна Рахматуллина

Сейчас тут будет много слов о литературе, поэтому сразу скажу: пост посвящен спектаклю "Шинель/пальто"  в театре ШСП. Посмотреть рекомендую .

Все мы вышли из гоголевской Шинели, сказал классик. Не потому ли Гоголя до сих пор так часто ставят и экранизируют? Хотя когда я спрашивала у актеров театра, где ставили "Женитьбу", легко ли играть Гоголя, они честно признавались - очень сложно. Даже речь с тех пор стала совсем другая, и произносить непривычные слова и конструкции непросто.

Но как мне кажется, самое главное, что делает Гоголя великим русским писателем - это его боль, его ужас перед хтонической бескрайней мертвой равниной, его страстная надежда, что есть средство этот ужас победить, а именно летящая во весь опор птица-тройка, его сочувствие к маленькому и беспомощному на фоне этих мрачных пространств и жестоких сил человеку - все это осталось с тех давних пор неизменным.

Кстати, закономерно, что именно по Гоголю недавно поставлен выразительный многосерийный ужастик с Александром Петровым. Да, Гоголь - это самый сумасшедший и мрачный гений русской литературы, и в этом смысле он очень современный. Эдгар По и Стивен Кинг нервно курят в сторонке. Мы это забыли. Но если просто почитать, без школярской зевоты и скучливого почтения к классику, то это очевидно.

Но есть какая-то особенность именно в "Шинели" - то ли потому, что  эта повесть такая жуткая, с обнаженными нервами на поверхности, то ли оттого, что мучительные проблемы мелкого чиновника с покупкой верхней одежды все же кажутся несколько устаревшими, побогаче мы стали жить - но именно "Шинель" не ставят обычно впрямую, а делают ее основой для интерпретаций.

За последние пару лет в Москве я видела две "Шинели" - в "Современнике" с Мариной Неёловой, и на днях - в ШСП с Ириной Алферовой. И они очень разные.

Постановка с Неёловой - это попытка погрузить зрителя в нищий, темный, косой и кривой мирок убогого человечка, заставить всей шкурой ощутить боль его существования, захлебнуться от жалости к нему. Это своего рода гипноз, олицетворенный бред. Немудрено, что и Неёлову в убогом шепчущем существе узнать невозможно - в бреду вообще редко кого-то узнают.

А вот постановка в театре "Школа современной пьесы" - совсем другая. Это забавная, вполне себе концептуальная попытка осмыслить трагедию маленького человека в реалиях современного общества. Ведь кто такой Акакий Акакиевич Башмачкин, если перенести его в наше время? Типичный представитель офисного планктона! Сидит, в бумагах ковыряется, пишет чего-то, считает, карандаши очиняет, вместо переписывания к ксероксу бегает - внешность поменялась, суть осталась та же.

Вот и герой постановки ШСП именно таков - незаметный мелкий чиновник. Вокруг него кружится рой коллег - активных, модных, преуспевающих представителей того же планктона. Кстати,  среди этого кордебалета, оживленно порхающего по сцене, очень заметен актер ярко выраженного азиатского типа с длинными черными волосами, завязанными узлом на затылке. Заинтересовалась, посмотрела на сайте театра - узбекский кореец Александр Цой, игравший Батыя в фильме "Легенда о Коловрате". Ну и впрямь, какой современный мир без азиата?

Неизменность сути мелкого чиновника подчеркивает квартирная хозяйка (Ирина Алферова), которая прямым текстом гоголевской повести сочувственно рассказывает о своем жильце и тихо досадует, что ее визави - современная модная девица - даже слов местами не понимает.

Когда вдруг героя настигают мучительные проблемы с неизбежностью дорогой покупки, его окружение и досадует, и сочувствует. Хамоватый представитель мира моды, пьянчужка портной, грозный начальственный чин - все эти типы вполне современны. Сюжет движется в рамках обычного - Акакий Акакиевич теряет шинель, умирает, превращается в призрак и охотится за прохожими, пытаясь вернуть свое главное достояние.

Но одновременно на сцене поют в стиле мюзикла, танцуют, катаются на коньках, раздеваются до трусов, показывают черно-белое кино - временами актеры уходят за холст, и двигаются только их силуэты. А в конце спектакля зрительный зал буквально оборачивают в гоголевскую шинель.

В общем, это забавно, смешно и местами заставляет задуматься. Сходите, будет весело.

А посвящена постановка прекрасному актеру Альберту Филозову, который, наверное, очень органично смотрелся бы в главной роли.

Текст и фото: Татьяна Рахматуллина

Раздел: 

Метки: