«Королева-мать»: между ненавистью и любовью

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Ее зовут Реджина, что по-итальянски значит «королева», а его зовут Альфредо, и он ее сын, названный в честь героя оперы Верди — что тоже очень по-итальянски. Однако трагедия, которую переживают эти двое, не только итальянская, но и общечеловеческая. Можно деликатно называть ее непониманием, а можно обозначить и современным выражением «токсичные отношения».

В театре им. Вахтангова состоялась премьера «Королевы-матери» — постановки по пьесе неизвестного у нас итальянского драматурга Манлио Сантанелли. Сайт автора обозначает текст как комедию с 2 персонажами, которая использует классическую тему возвращения домой. Герою около 50, его мать на поколение старше. Режиссер Сергей Яшин в своей постановке меняет акценты: Альфредо Владимира Логвинова гораздо моложе, и сам спектакль не такая уж комедия. Роль Реджины, умирающей матери с непростым характером, играет Людмила Максакова — актриса, в представлениях не нуждающаяся.

Возвращение сына происходит в сложных обстоятельствах: личная и профессиональная жизнь Альфредо полны проблем, сам он журналист (как автор пьесы) и мечтает стать писателем (судя по всему, тоже как автор). Домой он вернулся не только для того, чтобы ухаживать за умирающей, но и потому, что надеется написать книгу о ее смерти. Идея не слишком удачная, прямо скажем, потому что мать еще жива, бодра, полна сил, танцует на каблуках (да-да), не признает свою слабость и с упоением вспоминает молодость, мешая правду с вымыслом. Хуже всего для Альфредо, что она видит его насквозь — и не может скрывать, что она его презирает. А презирая, не может не высказать вслух свое отношение.

Это противостояние (дуэль, как точно сказано на сайте автора) ничем хорошим закончиться не может, и, как на дуэли, будет смертельный исход. Не зря черно-белую сценографию Елены Качелаевой разбивает связанный Реджиной для сына ужасный кардиган — алый, длинный, больше похожий на смирительную рубашку, чем на подарок ко дню рождения. Однако есть противостояния, которые выиграть невозможно, и где победа может быть только хуже поражения. К сражениям между близкими людьми это относится в первую очередь.

Новая роль Людмилы Максаковой наверняка порадует ее поклонников. Это не первая ее совместная работа с Владимиром Логвиновым: вместе они играли в "Войне и мире", где многие зрители запомнили его в роли Анатоля (хотя лично мне больше нравится его блестяще сыгранный Эмилиан в "Ромуле Великом" по Дюрренматту).

Раздел: 

Метки: