Автор отзыва:
Где-то там, в седых уральских горах, средь вековых сосен и звонких ручьёв, сокрыты несметные подземные сокровища. Их хранит загадочная и могущественная Хозяйка Медной горы. Легенды гласят, что лишь избранным — чистым душой и чутким к шепоту камня — открывает она сверкающие чертоги. Но путь туда таит опасность: очарование самоцветов может навсегда удержать путника в своих объятьях. Эта древняя, манящая и пугающая сказка ожила на сцене Театра Терезы Дуровой в спектакле «Малахитовая шкатулка».
Режиссёр Тереза Дурова, взяв за основу бессмертные сказы Павла Бажова, создала по-настоящему масштабное зрелище. Перед зрителем разворачивается целый мир: и уютная деревенская жизнь, и мрачные шахты, и самое главное — таинственные недра гор, где рождается магия. Всё это великолепие одето в потрясающие костюмы от Виктории Севрюковой. Хочется разглядывать каждую деталь: как сказала художник, чтобы передать острые грани камня, в головной убор самой Хозяйки даже вмонтированы… искусственные ногти! Это ли не волшебство, рождённое фантазией и мастерством?
Виктория Севрюкова с головными уборами Хозяйки Медной горы
Однако спектакль удивительным образом уходит от прямой сказочности. Это не история о мистике и не о романтической любви Данилы и Аннушки. Это, скорее, притча о вечном противоборстве — о отношениях «хозяина» и «подчинённого», мира природного, одушевлённого, и мира жадного, меркантильного.
В центре этого невидимого поединка — владелец шахты Мормагон, законченный негодяй, для которого люди — лишь пыль под сапогами, и сама Хозяйка Медной горы.
И вот здесь начинается самое интересное. Авторский взгляд лишает героев однозначности. Да, Мормагон — воплощение зла. Но я поймал себя на мысли, что и Владычица подземных богатств — тоже не кусок сахара. Её поступками явно движет не только справедливость, но и ревность, страсть. Она влюбляется в талант и чистоту Данилы, одаривает его божественным даром камнереза, но ставит условие — вечную разлуку с миром людей. Кто она после этого? Соблазнительница? Похитительница душ? Хотя в её великодушии нельзя усомниться: она отпускает мастера к любимой Аннушке, дарит ту самую легендарную шкатулку, ломящуюся от украшений. Но дар-то забирает! Возможно, она по-своему права: она дала «первоначальный капитал», а уж как им распорядиться — дело рук человеческих.
Пожалуй, самой сильной и неожиданной стала в этом спектакле роль жены Мормагона — Ядвиги. Юлии Юнушевой удалось невозможное: изначально гротескная, почти карикатурная злодейка вырастает в трагическую фигуру. Мы видим не просто жадную и взбалмошную барыню, а по-своему любящую и отчаянно ревнивую женщину. Она готова идти за мужем хоть в ад, на расправу с самой Хозяйкой, лишь бы быть с ним вместе до конца. Её пластический этюд с браслетами, предназначенными Аннушке, — это отдельный шедевр. Руки, внезапно оживающие и превращающиеся в непослушных змей, становятся метафорой её скорого конца. Это блестяще.
Музыкальное оформление спектакля, за которое отвечал Сергей Кондратьев, гармонично — хоровые напевы вокального ансамбля создают нужную атмосферу. Но здесь же кроется и главный диссонанс. Почему в сердце русского сказа, уральских легенд, зазвучали мотивы ирландского рила? Этот выбор кажется чужеродным и входит в противоречие с самой философией сказов Бажова.
Хороши и очаровательны ящерки — верные служанки Хозяйки в переливающихся зелёных костюмах. Но и здесь нас поджидает разочарование. К огромному сожалению, спектакль невероятно тёмный. Да, мы понимаем, что действие происходит в недрах гор.
Но именно там, в воображении каждого, кто читал Бажова в детстве, вспыхивает фейерверк красок: здесь и переливы малахита, и густая зелень изумруда, и кроваво-красная яшма, и синева агата. Мы ждали этого волшебного сияния, этого праздника самоцветов! Но его нет. И даже шикарные, детализированные костюмы главной героини тонут в всепоглощающей черноте декораций Марии Рыбасовой, которые, увы, на этот раз не сыграли.
Но есть главный критерий, который перевешивает все замечания. Детям спектакль безусловно нравится! Он динамичный, не затянутый (всего два часа с антрактом), полный чудес и превращений. Искренний восторг в глазах маленьких зрителей после финального поклона — вот главная магия театра и единственное, что по-настоящему важно для успеха. А «Малахитовая шкатулка», несмотря на свои светотени, эту магию, бесспорно, дарит.
Фото: Михаил Брацило / Москультура