«Васса»: новая премьера в Театре Наций

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Театр Наций завершает сезон сильной премьерой — спектаклем «Васса» по драме Максима Горького «Васса Железнова». Новая «Васса» музыкальна, эклектична, стартует с флером ироничного постмодернизма и к финалу поднимается до высот трагедии. Сам Горький написал две версии пьесы, одну — до революции, другую — в 1935 году, и обе их я прочитала после спектакля.

Обе версии сконцентрированы на личности Вассы, но состав ее семьи в них значительно отличается, и отсюда вытекает разница в сюжетах. Кроме того, в ранней версии все изъясняются специфическим горьковским языком, а поздняя разбавляет его лозунгами в духе сталинского времени (особенно это заметно в репликах Рашель, невестки героини, которая стоит на революционных позициях).

Для спектакля драматург Константин Стешик взял в качестве основы вторую версию, переработав ее и (к счастью) сократив горьковское многословие. Поют в спектакле много, поют чудесно, актерский состав заставляет трепетать сердце театрала. Юлия Пересильд великолепна, Виталий Кищенко в роли беспутного братца Вассы Прохора невероятен, замечательна Юлия Хлынина в неожиданной для нее роли Рашель, Александр Кубанин в роли Пятеркина совершенно не потерялся на фоне своих именитых коллег. У Александра Девятьярова, который играет дух мужа Вассы, немного эпизодов, роль без слов, но она чрезвычайно важна.

О Вассе Юлии Пересильд можно написать многое, но я лишь укажу, что во времена Горького считалось противоестественным, чтобы женщина управляла большим бизнесом (в сюжете это пароходная компания), и заметно, что для автора Васса что-то вроде смеси Кабанихи Островского и шекспировской леди Макбет. Васса привыкла все решать и всем управлять, и в какой-то момент, когда муж стал обузой, она избавляется от него. В спектакле Васса остается один на один со своим окружением, члены которого в лучшем случае сидят у нее на шее, а в худшем — только и мечтают о том, как бы ей навредить. Что бы она ни делала, она всегда оказывается плохой, и в какой-то момент этот груз становится слишком тяжел для нее. На самом деле Васса Железнова окажется недостаточно железной — но, возможно, ей все же повезло, что она не застанет новый революционный мир, за который так активно борется ее невестка.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Раздел: 

Метки: