«Улитка на склоне» и магия сюрреализма

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Исходный текст братьев Стругацких, режиссура Петра Шерешевского, два состава, четыре часа с антрактами: в МТЮЗе прошли первые прогоны «Улитки на склоне».

60-е годы, СССР, время надежд – как позже окажется, обманутых. Двое писателей приезжают в дом творчества в Гаграх и начинают сочинять новую книгу. Процесс сочинения то иронически, то любовно визуализируется на двух огромных экранах. Самые простые, казалось бы, вещи превращаются в элементы мира, описанного в книге. И хотя мир этот можно назвать фантастическим, он естественным образом вытекает из самого что ни на есть реализма советских будней – причина, по которой у «Улитки на склоне» в свое время выдалась такая нелегкая судьба.

По прошествии времени этот реализм представляется уже чистым сюрреализмом. Зрителям, которые не жили в советское время, будет непонятно, почему подавальщицы и шоферы вели себя зачастую по-хамски, словно были хозяевами жизни. Но в СССР шофер и в самом деле получал больше кандидата наук, и от него многое зависело, продавщицы имели доступ к дефициту и задирали нос перед обычными людьми, то же самое можно сказать об официантах, а уж какой-нибудь директор мебельного магазина и вовсе считался небожителем, и с ним старались подружиться все. Сцена, в которой комендант общежития выгоняет героя среди ночи, может показаться гротескным преувеличением, но ее основа – бесправие рядового советского гражданина, которого могли запросто не заселить в гостиницу или выгнать оттуда – абсолютно реалистична.

В изображении советского быта Шерешевский и художник Айвар Гумаров хирургически и убийственно точны. Если стены покрашены краской, то это обязательно был какой-то тусклый уродливый оттенок серого. Если на полу постелена ковровая дорожка, то она была одного фасона, везде и всегда. Стаканы – непременно граненые, хорошая пишущая машинка – «Эрика», произведенная в ГДР, маринованные огурцы – в трехлитровых банках, кефир – в белой стеклянной бутылке одного типа с фольговой крышечкой. Швабры у уборщиц деревянные, половая тряпка цвета ужаса, и опускали ее в гремящее железное ведро с водой.

Хотя «Улитка на склоне» считается фантастикой, спектакль по ней нельзя назвать развлекательным. Он выделяется не только среди постановок Петра Шерешевского, но и среди нынешних постановок вообще. Я полагаю, что режиссер мечтал поставить эту вещь много лет – настолько продумана каждая деталь, настолько заметно желание сохранить в неприкосновенности основные куски текста, и актеры в ролях авторов, Антон Коршунов и Сергей Волков, подобраны настолько похожими на прототипов, насколько это возможно. (На всякий случай уточню, что речь идет о Сергее Волкове из МТЮЗа, а не о Сергее Волкове из МХТ, который ранее играл в театре им. Вахтангова).

Как и в повести, на сцене разворачиваются две истории, почти не связанные между собой: история интеллигента по фамилии Перец (Дмитрий Агафонов/Илья Смирнов), который мечтает попасть в таинственный Лес, и история Кандида, который попал в Лес после крушения (Константин Ельчанинов/Илья Созыкин) и пытается найти Город. Перец занимается бессмысленной работой под руководством начальницы Ким (Оксана Лагутина/Алёна Стебунова), общается с библиотекаршей (Ольга Гапоненко/София Сливина) и шофером Тузиком (Всеволод Володин/Искандер Шайхутдинов), ссорится с комендантом (Вячеслав Платонов/Александр Тараньжин), и хочет найти директора, который мог бы войти в его положение и помочь ему. Кандид считается мужем болтливой Навы (Полина Кугушева/Алла Онофер), волей-неволей общается с местными жителями, среди которых Колченог (Сергей Погосян/Алексей Алексеев), староста (Евгений Кутянин), Слухач (Максим Виноградов/Арсений Кудряшов) и другие. Во избежание недоразумений советую если не прочитать «Улитку на склоне» Стругацких перед спектаклем, то хотя бы просмотреть в интернете краткое содержание повести, чтобы представлять себе, с чем придется иметь дело.

Оба актерских состава выступают чрезвычайно сильными ансамблями, где блистает все, вплоть до небольших ролей вроде Беатрисы (Яна Белановская/Наталья Златова) или постоянно присутствующей в жизни братьев-сочинителей колоритной буфетчицы (Марина Зубанова). Если говорить о различиях, то, например, лично для меня присутствие на сцене великолепного Сергея Погосяна и то, как он играет свои вроде бы небольшие роли, сообщает происходящему еще большую гротескность и еще больший сюрреализм. А Александр Тараньжин, например, порой реалистичен даже более, чем реальность, что еще больше подчеркивает фантастический характер происходящего. Можно долго перечислять нюансы игры разных исполнителей, но лучше все-таки увидеть - и, возможно, не один состав, а оба, если спектакль западет в душу.

Два огромных экрана, на которые выводятся крупные планы актеров и элементы действия, делают просмотр комфортным даже с последнего ряда (я сидела там сама на втором прогоне). В спектакле два антракта, первый акт длиннее остальных (около 1 ч. 40 минут).

В целом постановка рассчитана на умного образованного зрителя, который знаком (хотя бы поверхностно) с творчеством братьев Стругацких, а также помнит или представляет себе советские реалии. Это спектакль не развлекательный, спектакль не для всех, и он создан таким совершенно осознанно. Рискну предположить, что большинство театральных блогеров его не поймет и не примет. В творчестве режиссера Петра Шерешевского «Улитка на склоне» стоит особняком – вероятно, так же, как исходная повесть стоит особняком в творчестве братьев Стругацких.

Фото с сайта театра

Раздел: 

Метки: