Автор отзыва:
В памятный для России День Героев Отечества, 9 декабря, стены Концертного зала имени Чайковского содрогнулись от звуков, рожденных для того, чтобы дать голос немым страницам истории. Состоялась мировая премьера монументального сочинения композитора Валерия Воронова – «Реквием Незабытых». Это произведение, созданное по инициативе маэстро Юрия Башмета, стало не просто концертом, а мощным симфоническим актом коллективной памяти, где каждая нота обрела вес слова, а каждое слово — силу оркестрового удара.
Музыкальная ткань реквиема сплетена из пронзительных строк поэтов-фронтовиков. Громовая поступь стихов Константина Симонова, лирическая глубина Бориса Пастернака, скорбная мудрость Расула Гамзатова и пронзительная ясность Юрия Левитанского встретились с суровым, аскетичным, но невероятно плотным и энергичным музыкальным языком Воронова. Их слова, пропущенные через призму современной композиторской мысли, зазвучали как набат, как эхо миллионов судеб, обретя новую, почти осязаемую мощь. Более двух миллионов зрителей стали свидетелями этого музыкально-поэтического памятника благодаря прямой трансляции.
Ирина Купченко

Исполнительский состав премьеры символизировал связь поколений: актеры Полина Агуреева, Ирина Купченко, Евгений Ткачук и Алексей Вертков, солисты Николай Землянских и Данила Князев. Музыкальную мощь, способную выдержать груз этой памяти, обеспечили монументальное звучание Государственной академической хоровой капеллы России имени А. Юрлова и сконцентрированная энергия Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета.
Николай Землянских, Данила Князев

В центре замысла – тема памяти как высшего проявления человеческого достоинства. Это реквием не по конкретным именам, а по всем, кто канул в вечность безымянным. Музыка Воронова, то суровая и скупая, то взрывающаяся титаническими кульминациями, исследует саму природу воспоминания как силы, противостоящей забвению, и напоминает о неисчислимой цене мирного неба.

«Я с трепетом ждал эту премьеру. Прежде всего, я рассчитывал на понимание музыки Валерия Воронова. Это музыка очень мощная, даже можно сказать – могучая, язык для широкой публики, может быть, не столь знакомый, но мы идем вперед... Сегодня было много молодежи... И я надеюсь, что они примут от нас эту эстафету памяти... Я уверен, что эта мировая премьера имеет огромное значение, особенно сегодня», — поделился маэстро Юрий Башмет.
Юрий Башмет

Пространство зала преобразилось благодаря визуальной партитуре, созвучной мощи звучания. На экранах оживали картины и графика из собрания Третьяковской галереи, созданные в военные и послевоенные годы, а также исторические фотографии из архивов РИА Новости. Каждый визуальный ряд, подобно музыкальной фразе, был тщательно выстроен в диалоге с партитурой.
Евгений Ткачук

«У меня была очень простая идея... Первая часть «Реквиема» – это цветная живопись, вторая – графика... Третья часть – это портреты, на которые я не могу равнодушно смотреть... Четвертая часть – фотографии реальных сражений. Заканчивает это все клип, который сделала девочка кинорежиссер Наталья Мартынова», — рассказала режиссер постановки Полина Агуреева.
Полина Агуреева

Автор произведения, Валерий Воронов, подчеркивает, что его работа — это глубоко личное размышление, ставшее всеобщим, где музыка и слово слились в единый сплав.
«Это очень важная тема, тема памяти. Название «Реквием незабытых» отсылает нас к стихотворению Расула Гамзатова... Главной темой здесь является память. И здесь память, конечно, противостоит силе забвения... Сочинение создавалось в течение года и в нем много текстовых сплавов... И все эти сплавы помогают погрузиться в это состояние воспоминаний и памяти поколения, например, моего деда», — отметил композитор.
Валерий Воронов, Юрий Башмет

«Реквием Незабытых» Валерия Воронова — это современный памятник, отлитый не в камне, а в звуке, свете и слове. Суровая энергетика его музыки, равная по силе поэзии свидетелей эпохи, доказала, что разговор о самом важном можно вести на языке высокого искусства, которое не разделяет, а объединяет. Оно заставляет сердца биться в едином ритме, а память — звучать с мощью, способной преодолеть время.

Фото: Михаил Брацило / Москультура





