Последний танец Дон Жуана: как встретить пятьдесят в чистилище любви

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Хуан - Олег Леушин

Дон Жуану — пятьдесят. Он больше не пылкий юноша, сбивающий с ног красавиц одним лишь взглядом. Он устал. Устал от страстей, от интриг, от самого себя. Каков он, вечный любовник и сердцеед, на пороге своего шестого десятка? Ответ на этот вопрос ищет Театр на Юго-Западе в блестящей премьере спектакля «Последняя женщина сеньора Хуана» по пьесе Леонида Жуховицкого.

Художественный руководитель театра Олег Леушин, выступивший одновременно режиссёром и исполнителем главной роли, признаётся, что выбор пьесы был для него глубоко личным.

Кончита - Людмила Лазарева, Хуан - Олег Леушин
166A0137.jpg

Свою постановку режиссёр посвящает памяти Валерия Беляковича, который когда-то тоже играл эту роль, но в сорок лет. Леушинский же Хуан — это взгляд из точки невозврата, исповедь человека, стоящего между раем и адом. Декорации, по замыслу режиссёра, — это и есть чистилище, место, где герой должен сделать свой главный выбор: быть или не быть.

Хуан - Олег Леушин
166A9004.jpg

Олег Леушин: "Хотелось проанализировать себя в этом возрасте. Как раз тот период жизни, когда подходишь к какому-то этапу и понимаешь: надо найти силы идти дальше по этой дороге, либо уже сходить с дистанции. Это перекликается с моим мироощущением, с обстоятельствами, которые в последнее время складываются. Поэтому именно эта пьеса. Эту пьесу играл Валерий Белякович, но тогда ему было около сорока. Эту постановку я хотел бы посвятить именно ему, показать чего я достиг за эти годы. Я уже старее того Дон Хуана. Чем мы отличаемся и в чём мы похожи сейчас. Наверно поэтому пал выбор на эту постановку. В декорациях я предполагал для себя как чистилище. А что там у нас? Огонь да цепи. Это символ того, что человек находиться между раем и адом и он должен сделать выбор - жить или не жить, быть или не быть. Вот такая полярная история".

Эльвира - Ксения Ефремова
166A9340.jpg

Перед зрителем предстаёт не легендарный соблазнитель, а измождённый, надломленный жизнью мужчина, который отчаянно хочет тишины и покоя. Он даже отталкивает юную и пылкую Кончиту, с горькой иронией повторяя: «Мне уже 50 лет». Его душевный надрыв — это крик человека, который почти сломлен, но ещё держится.

Хуан - Олег Леушин, Михо - Игорь Михмель
166A8878.jpg

Леушин-актёр скрупулёзно исследует внутренний мир своего героя. В чём смысл его прежней жизни? Правильно ли он жил? Способен ли он ещё на любовь? И главное — почему он хочет умереть? Ответ оказывается поразительно простым и человечным: ему, как и любому из нас, нужно, чтобы о нём просто позаботились. Без условий, без требований, без бесконечного «дай!».

Карлос - Сергей Бородинов, Хуан - Олег Леушин
166A9099.jpg

«Я устал от того, что вот уже много лет каждый день ко мне лезут разные люди - и все чего-то хотят!, — признаётся Хуан Кончите. — Мою славу, мою любовь, мое время, мое раскаяние, мою жизнь... Тебе вот понадобилась тайна прикосновения. Целые дни я только и слышу на разные голоса: "Дай, дай, дай, дай, дай!" И хоть бы раз кто-нибудь пришел и сказал: "На"..."»

Карлос - Сергей Бородинов
166A9662.jpg

Спектакль мастерски проводит параллели с современностью. Обществу, как и века назад, требуется «козёл отпущения», на которого можно списать все беды. Им и становится Дон Жуан — безобидный ловелас, виновный лишь в том, что нарушал условности. Как метко замечает Исполнитель: «Высших — опасно, низших — бесполезно. Вы, сеньор, в самый раз».

Михо - Игорь Михмель
166A0250.jpg

Ярчайшим воплощением этой механической, бездушной системы становится Исполнитель в исполнении Дениса Нагретдинова. Его герой — «человек маленький», который вынужден выполнять приказ, чтобы его собственный сын стал «человеком большим». Нагретдинов играет поразительно: без надрыва и пафоса, с холодной, почти бытовой честностью. Он — единственный, кто видит истинную подоплёку происходящего и бросает укор «друзьям» Хуана, каждый из которых втайне мечтал его убить из-за банальной зависти.

Исполнитель - Денис Нагретдинов, Кончита - Людмила Лазарева
166A0424.jpg

Нельзя не отметить и эксцентричную Эльвиру в исполнении Ксении Ефремовой. Она — яростная, модная столичная фурия, которая двадцать лет разрывается между ненавистью и любовью к мужу, который когда-то её бросил.

Эльвира - Ксения Ефремова
166A9601.jpg

Спектакль выдержан в единой динамике, где юмор органично переплетается с трагедией, а бытовые сцены вырастают до уровня философских обобщений. Необычная концовка даёт зрителю не готовый ответ, а пищу для долгих размышлений.

Хозяин гостиницы - Александр Байдаков
166A9175.jpg

Театр на Юго-Западе блестяще справился с задачей. Это не просто история о стареющем соблазнителе, это глубокое и пронзительное высказывание о выборе, усталости, общественной лицемерной морали и простом человеческом желании — быть хоть раз не тем, кто помогает, а тем, кому помогают.

Исполнитель - Денис Нагретдинов
166A0167.jpg

А Олегу Леушину — браво за двойную работу: как режиссёру, создавшему целостный мир, и как актёру, нашедшему в себе смелость показать своего Дон Жуана без прикрас.

166A0285.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: