Молодая Раневская в мире Островского

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Помещица приезжает из-за границы, чтобы продать свое имение, встречается с людьми из своего прошлого – и не только. Нет, это не «Вишневый сад» Чехова, это «Светит, да не греет» - драма, написанная Островским в соавторстве с куда менее известным драматургом Соловьевым. Новый сценический вариант (были проведены некоторые сокращения, в том числе убрана роль служанки Даши) поставил в Театре им. Вахтангова режиссер Сергей Тонышев.

Для начала скажу несколько слов о соавторе Островского, о котором обычно почти не упоминают. Николай Яковлевич родился в Рязани в 1845 году в семье архитектора (таким образом, он на 22 года моложе своего будущего соавтора). После смерти отца семья перебралась в Калугу, где Соловьев окончил гимназию. В 1865 году он поступил вольнослушателем в Московский университет, стал писать пьесы, но они на сцену не попали. Судьба Соловьева шла какими-то зигзагами: университета он не кончил, одно время был учителем в Мосальске, потом – послушником в монастыре, но не переставал сочинять. В монастыре он познакомился с литератором, который пожалел неприкаянного молодого автора и рассказал о нем Островскому. В результате родились четыре совместные пьесы – «Женитьба Белугина», «Счастливый день», «Дикарка» и «Светит, да не греет».

Сам Соловьев так передавал смысл центрального образа в письме к Островскому от 5 октября 1880 г.:  «Эта новая пиеса представлялась мне драматическим эпизодом из жизни такой женщины, как Реева (везде и во всем она бездольна), она появилась озлобленная, страждущая, неудовлетворенная, одних возмутила, других растерзала и сама остается потрясенная в конце, но все-таки еще не сломленная (. . . ) она именно блеснет, осветит, но не согреет, так же как и с ней распорядилась судьба».

Реева в окончательном варианте превратится в Реневу (Ирина Смирнова, в другом составе Евгения Ивашова). В спектакле два актерских состава. Олю, невольную соперницу Реневой, играют Альбина Абрамова и Анна Чумак, разбогатевшего крестьянина Дерюгина – Владимир Логвинов и Павел Юдин, Рабачёва, который влюбляется в героиню – Егор Разливанов и Юрий Цокуров. По сюжету присутствуют также бывший поклонник героини Залешин (Евгений Кравченко), его супруга (Полина Бондарь), болезненный чиновник Худобаев, которому пытаются внушить мысль купить имение Реневой (Олег Лопухов), старый слуга Ильич и его жена (Александр Павлов и Ирина Калистратова).

Ренева врывается в жизнь героев, как темный вихрь. Она не просто светит – она ослепляет Залешина, почти сводит с ума Рабачёва, побуждает закоренелого холостяка Худобаева сделать ей предложение. В тексте Островского и Соловьева подробно объяснено ее прошлое, мечты о славе певицы и путешествия за границей. В новом варианте все это отсутствует, и оттого Ренева становится еще более загадочной, стопроцентной femme fatale – роковой женщиной – роль, которая Ирине Смирновой с ее изяществом и серебряным голосом очень идет. Порывистый и влюбчивый Рабачёв (Егор Разливанов в этой роли – весь движение, почти полет, стремительный, яркий) в конечном итоге не выдерживает столкновения с этой своенравной кометой – и не только он.

Куда более земной и основательный Залешин (новая удачная роль Евгения Кравченко после того, как он сыграл в «Ста бедах» самого Эмира Кустурицу), возможно, тоже желал бы последовать его примеру, но жена (которую на грани серьезного и комического сыграла Полина Бондарь) из тех, что не дадут пропасть никому, и даже если муж очень захочет, в обиду она его не даст. В первую очередь, конечно, себя, но и его – тоже.

Дерюгин Владимира Логвинова если и был крестьянином, то настоящие предки у него явно непростые, и сам он человек непростой. Роль, у Островского с Соловьевым достаточно прямолинейная, в исполнении Логвинова превратилась в нечто куда более сложное, и наблюдать за этим преображением интересно вдвойне.

Оля Альбины Абрамовой воздушна, поэтична, очаровательна и слишком прямодушна, слишком честна, чтобы в одиночку одержать верх над соперницей. Любопытно отметить, что хотя главной героиней является Ренева, исторически именно Олю при жизни драматургов играли самые известные актрисы: Ермолова, Савина, Комиссаржевская. Провинциальная жизнь, которую Островский и Соловьев описывали без прикрас, в спектакле Сергея Тонышева предстает чем-то вроде болота или темного омута, окутанного туманом (сценография – Филип Шейн). И хотя Ренева изо всех сил рвется отсюда, сама она тоже часть этого омута, возможно, даже в большей степени, чем те, кто никогда из этих мест не уезжал.

При просмотре «Светит, да не греет» возникает странное ощущение, что это не то чтобы Чехов (который во время премьеры в 1880-м был еще совсем молодым человеком), но близко к нему – словно параллельный чеховскому мир, только Островского и Соловьева, и с уклоном в мелодраму. При этом режиссер даже убрал часть параллелей (например, горничную Дашу, которая моментами почти что лакей Яша из «Вишневого сада», хоть и произносит в тексте реплики вроде «Нынче даже и наша сестра не очень так кидается, чтоб непременно замуж; можно и без этого, и даже оченно свободно, прожить! А то еще навяжется на шею какой, жисть свою проклянешь!»).

Каждый из актеров создает точный и запоминающийся образ, а все вместе – замечательный ансамбль. Надеюсь, я смогу позже посмотреть и другой состав, где также заняты сильные актеры (Юрий Цокуров, Евгения Ивашова, Павел Юдин, Анна Чумак), тем более что Островский в Театре им. Вахтангова ставится не так часто, и видеть, насколько близко он и его соавтор подходят к чеховскому миру, как перекликаются образы и отдельные моменты, театралу крайне интересно.

Фото с сайта театра

Раздел: 

Метки: