Ловушка блаженства: о чем на самом деле спектакль «Зона отчуждения»

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Зона отчуждения

Перенести на сцену «Пикник на обочине» братьев Стругацких — задача титаническая и рискованная. Это не просто фантастический сюжет о посещении пришельцев и аномальной Зоне, оставшейся после их визита. Это глубокая, многослойная притча о природе человека, его стремлениях и той цене, которую он готов заплатить за мечту. Москонцерт пошел на этот риск, и результатом стал спектакль Марии Тихоновой «Зона отчуждения» — динамичный, визуально убедительный и до краев наполненный актуальными смыслами.

С самого начала постановка отказывается быть просто иллюстрацией к роману. Она берет его главные нервные узлы и сплетает их в собственную философскую конструкцию. Центральной осью спектакля становится вопрос звучащий пугающей силой: «А нужно ли, чтобы все люди были счастливы, и какова цена этого счастья?»

166A5697.jpg

Ответ, который предлагает «Зона отчуждения», неутешителен. Вакцина счастья, этот желанный артефакт Зоны, предстает не благом, а самой изощренной ловушкой. И что важнее — это ловушка, которую люди создали для себя сами, не смотря на то, что она порождение инопланетного разума. Философская традиция, от античных стоиков до экзистенциалистов, твердит: счастье — это путь, борьба, осознанный выбор. Но что, если его можно получить в инъекции? В спектакле те, кто получил вакцину, искренне утверждают, что счастливы. Однако зритель с содроганием понимает: их счастье — это покой небытия, добровольный отказ от желаний, страстей и, в конечном счете, от собственной личности. Им «немного для счастья надо», и они «ничего не сделали бы» для его достижения. Здесь постановка задает главный вопрос: является ли счастье, купленное ценой свободы воли, вообще счастьем? Или это просто благостная форма рабства?

166A5012.jpg

Эту же тему продолжает и главный символ спектакля — Золотой шар, исполняющий самые сокровенные желания. Путь к нему — это метафора всего человеческого пути. Но спектакль заставляет спросить себя: а так ли нам нужен этот Шар? И готовы ли мы заплатить ту цену, которую он потребует? Ведь желание, рожденное в глубине души, часто несет в себе семя собственного разрушения. Настоящая трагедия — не в том, что мы не получаем желаемого, а в том, что мы его получаем. «Зона отчуждения» визуализирует этот парадокс.

166A4894.jpg

Одной из самых сильных сцен становится встреча сталкера Редрика (пронзительная работа Дениса Авхаренко), вернувшегося из Зоны спустя двенадцать лет, с его повзрослевшей дочерью. Время, украденное Зоной, оказывается самой страшной платой. Редрик, вернувшийся из Зоны через двенадцать лет, не может принять свою повзрослевшую дочь. А его дочь (Полина Шелехова), выросшая без отца, отправляется в опасный путь к Золотому шару. Этот поступок — прямой результат той цены, которую заплатил ее отец.

166A5519.jpg

Здесь режиссер сознательно отступает от канона Стругацких, но делает это ради высшей смысловой цели. Дочь Редрика и Аслан (Артём Елисеев) идут к Шару, ведомые лозунгом: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» Эта фраза в контексте спектакля обретает горькое послевкусие. Не является ли это утопическое требование самой большой иллюзией? Можно ли счастье, это сложное и глубоко личное переживание, раздавать всем «даром»?

166A4819.jpg

Философская глубина спектакля достигает пика в финале, с появлением Нины (Джулия Аммади), погибшей в Зоне жены Аслана. Вопрос «Кто она теперь?» витает в воздухе. Является ли она воплотившимся желанием, иллюзией, порождением Зоны или чем-то иным? Ответ, который находят создатели спектакля, неожиданный и заставляет переосмыслить все увиденное, вновь и вновь возвращаясь к теме цены и сущности человеческой идентичности.

166A5301.jpg

При этом «Зона отчуждения» — это не сухая философская лекция. Это мощное, захватывающее зрелище. Ловушки и аномалии Зоны, благодаря прекрасной работе сценографа, композитора Сергея Пантыкина и художника по свету, создаются без гигантских бюджетов, но с огромной силой воздействия. Зритель полностью погружается в этот тревожный, отчужденный мир. Музыкальное сопровождение Пантыкина создает атмосферу, а песни Константина Кинчева вплетают в действие жесткую, почти металлическую нить протеста и отчаяния.

166A5039.jpg

Два часа десять минут спектакля пролетают незаметно. Но по их окончании философские вопросы, поднятые со сцены, не отпускают. «Зона отчуждения» Марии Тихоновой — это не просто удачная театральная адаптация. Это серьезный разговор со зрителем о том, что мы готовы отдать за призрачное счастье, куда ведут наши желания и что остается от человека, когда он добивается своего. Ведь, в конечном счете, самая большая и опасная Зона находится не на сцене, а внутри каждого из нас.

166A5899.jpg

Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: