«Утиная охота»: первая премьера сезона в театре им. Вахтангова

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

На Симоновской сцене молодой режиссер из Казани Аскар Галимов поставил спектакль «Утиная охота» по пьесе советского драматурга Александра Вампилова. В роли главного героя Виктора Зилова – Максим Севриновский.

«Утиная охота», так, как она была написана Вампиловым, содержит массу подтекстов, понятных только в реалиях советского времени. По сюжету главный герой, переживающий кризис среднего возраста, получает квартиру – событие огромной важности в жизни советского человека. Его любовница Вера (Анастасия Жданова) – продавщица, а один из приятелей Дима (Данила Гнидо) – официант. В советское время с его хроническим дефицитом профессии продавщицы и официанта были фактически привилегированными, так что Вампилов вполне недвусмысленно дает понять, что Зилов умеет заводить себе друзей. Сцена, в которой он выражает готовность уступить свою любовницу начальнику (Евгений Косырев), который помог ему получить квартиру, в этом контексте приобретает особое звучание. В спектакле же профессия Веры отчасти затушевана, и сама она похожа не на продавщицу тех лет, а скорее уж на звезду кино вроде Франсуазы Дорлеак или Анук Эме, или просто на роковую женщину, связь с которой до какого-то момента льстит, а потом начинает утомлять. И герой Севриновского – прежде всего человек запутавшийся, не в ладах с собой и с миром, что отразилось и в сценографии спектакля.

Голые кирпичные сцены, минимум мебели, пол, не до конца покрытый плиткой – получение новой квартиры могло бы стать толчком к некой новой жизни, но унаследованный из старой жизни груз проблем таков, что все лишь усугубляется. Была неустроенность, теперь она просто перетекла в новую обстановку. Жена (Полина Чернышова) думает о влюбленном в нее друге детства и даже не скрывает этого, Зилов мечтает о том, как поедет на утиную охоту, ссорится с друзьями и влезает в новый роман с будущей студенткой Ириной (Анна Чумак, в другом составе Альбина Абрамова), о которой в минуту гнева отзовется отнюдь не лестным образом. Работа, которой Зилов занимается, бессмысленна, начальство ничуть не лучше, а письма от родителей только раздражают.

Перестроив акценты вампиловской пьесы, режиссер полностью (и очень удачно, на мой взгляд) убрал из нее линию с венком (которая добавляла двусмысленности в контексте истинного отношения друзей к Зилову) и расширил линию родителей героя (Андрей Зарецкий и Наталья Масич), с которыми Виктор не находит общего языка. Тут надо заметить, что СССР совершил стремительный рывок в городскую эпоху, и в итоге родители ментально остались в деревне, а дети уже были городскими жителями, и мало того – никем иным они быть не хотели.

Эта пропасть между поколениями в той или иной форме отражена во многих произведениях советской литературы. В спектакле Аскара Галимова герой, не пытаясь даже хоть как-то наладить диалог с родителями, теряет последнюю точку опоры. Жена ушла, ослепительная любовница Вера давно нашла себе другого, работа не стоит потраченного на нее времени, с друзьями интереснее ругаться, чем дружить. Остаются лишь мечты об утиной охоте, которая по независящим от героя обстоятельствам все время отодвигается и переносится. В тексте Вампилова герой в шутку просит подарить ему остров. В спектакле Севриновский добавляет реплику «Необитаемый» - полагаю, она родилась во время репетиций, но это очень важное уточнение для характера персонажа.

После пресс-показа уже можно сказать, что Виктор Зилов в исполнении Максима Севриновского является претендентом на лучшую мужскую роль в этом сезоне (как заметил сам актер, роль дает возможность показывать интереснейшие «психологические переходы»). А учитывая огромный успех предыдущего спектакля с Севриновским «Генерал и его семья», «Утиная охота» наверняка станет новым хитом театра им. Вахтангова.

Фото предоставлено пресс-службой театра, фотограф Валерий Мясников

Раздел: 

Метки: