Автор отзыва:
Разговор театра со зрителем. Или разговор театра о зрителе, о его потаённой душе. Театр Вахтангова предложил поговорить с ним в спектакле "Говори со мной" в постановке Эдуарда Трамова.
Спектакль поставлен по пяти пьесам Теннесси Уильямса из сборника "Пятёрка теннисистам": "Портрет Мадонны", "Говори со мной словно дождь", "Отчуждённая собственность", "В книжном магазине", "Не могу представить, что будет завтра".
Марина Есипенко
Спектакль очень красивый, каждой сцене сопутствуют свои декорации. Мы видим и квартиру писателя с разбросанными листами бумаги, и его же спальню с окном, и розовый гостиничный будуар девы, которая живёт в своём мире, и прерии Дикого Запада, и сцена оперы с зелёной розой, и домик, где-то в американском городке вечером. И тут чувствуется рука Максима Обрезкова, сценографа и художника по костюмам.
Хочется отметить совершенно прекрасную работу художника по свету Руслана Майорова, который вдохнул жизнь в декорации своими световыми решениями. Всё это дополнено тонкой музыкой композитора Вячеслава Жукова.
Джо - Карен Овеян, Майра - Анастасия Джентилини
Сквозь все пьесы проходит судьба писателя Джо (Карен Овеян). Он, безусловно одинок, он мечется в своих мыслях и не может найти самого себя.
Джо - Карен Овеян
Но основная мысль спектакля, это одиночество человека, это его внутренний воображаемый мир, где человек представляет себя кем-то. Так Лукреция (Яна Соболевская) переживает воображаемое насилие, а услужливые портье ей в этом как бы поддакивают, поддерживают её. Но заканчивается это всё бригадой психиатров и смертью одного из портье.
Лукреция - Яна Соболевская
А вот Джо просыпается с похмелья и видит девушку со стаканом. Она неподвижна, но потом оживает и есть здесь отсылка к Галатее, созданной художником. Это его муза (Екатерина Крамзина). Она представляет свою жизнь до седых волос, она хочет обычного покоя. И она его получает.
Женщина - Екатерина Крамзина
Два ребёнка - Уилли (Анна Антонова) и Том (Данила Гнидо) случайно встречаются у железной дороги. Она идёт куда-то по рельсам. А так как дети быстро находят общий язык, то тут же рассказывают о себе. При этом Уилли этакая пацанка, которая ведёт разговор и, безусловно, приукрашивает факты своей биографии. Но есть в ней и своя трагедия.
Уилли - Анна Антонова
Оперная дива Лайла (Марина Есипенко) известна, знаменита, у неё много поклонников, но она вспоминает тот самый маленький домик, где она была счастлива с любимым человеком. Она до сих пор носит ключ от него, чтобы когда-нибудь снова открыть его. Но мы понимаем, что это уже не случится.
Лайла - Марина Осипенко
Он (Олег Макаров) приходит к Ней (Ольга Тумайкина) вечером в её дом. Он потерял работу из-за проблем с речью. Она заставляет его писать. Они спорят, ругаются, но оказывается, что оба друг друга любят. Она его выгоняет, но он возвращается, чтобы остаться у неё навсегда. Ольга Тумайкина здесь блистает.
Он - Ольга тумайкина
Но во всей этой красоте и философии есть одно но. Сейчас модно ставить спектакли из нескольких разных пьес. Как мне кажется, в таком формате лучше ставить пьесы на нашем российском материале, чтобы зрители могли понять замысел каждой сцены. Чтобы получился именно диалог актёров и зрителей. Здесь, на мой взгляд, спектакль несколько затянут и излишне усложнён. В принципе, Уильямс - это ведь тоже о жизни людей. Но тут он подан с некой арт-философией. Зрителю неподготовленному будет сложно переключиться с одного сюжета на другой. Как заметили на пресс-подходе, здесь нет ни одного счастливого конца. Мне представляется, что где-то юмористическую, лёгкую часть среди спектакля можно было бы вставить, для того, чтобы зритель перезагрузился и отдохнул. Хотя я не припоминаю особо весёлые сюжеты у Уильямса. Но это так, мои размышления.
Получился разговор насколько сложный, настолько и красивый. Эстетически и музыкально - это вкусно. Это театр - и разговоры в нём могут быть очень непростыми.
Фото: Михаил Брацило / Москультура