"Самубийца" в МХТ

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Мы присутствуем при любопытном феномене, когда пьесы ставятся в театрах, для которых они изначально были написаны, но – но происходит это сто лет спустя, или около того. В прошлом сезоне «Иван Васильевич» Михаила Булгакова наконец-то был поставлен в театре Сатиры, а в этом МХТ поставил «Самоубийцу» Николая Эрдмана.

Оба драматурга жили в сталинское время, и пьесы их ждала непростая судьба. Спектакль МХТ открывается текстом письма Станиславского к Сталину, в котором режиссер просит вождя дать ему работать над пьесой, которая была запрещена цензурой. Но даже Станиславский не смог добиться помилования.

В спектакле Николая Рощина два акта – жизнь и смерть простого человека. Живет он, как Раскольников, в комнате, напоминающей гроб, а после смерти его ждет печь крематория. Серые декорации, серые одежды, серая действительность, среди которой нет-нет да вспыхивают мысли героев. Пересказать острый и язвительный текст Эрдмана невозможно – его надо слышать самому. Люди в комнатах-гробах неминуемо начинают напоминать монстров, как жена (Юлия Чебакова) и теща (Янина Колесниченко) главного героя (Иван Волков). И даже через слово поминающий судьбу интеллигенции Аристарх Доминикович (Александр Семчев) бывает гротескно страшен, как и влюбчивый сосед героя (Игорь Золотовицкий).

«Самоубийца» принадлежит к тем пьесам, в которых даже сравнительно небольшие роли позволяют актерам блеснуть талантом. Поэтому особо хотелось бы отметить великолепного Павла Ващилина в роли Егорушки, Алексея Варущенко в роли писателя Виктора Викторовича и Илью Козырева, который сыграл в постановке несколько ролей.

 

Раздел: 

Метки: