Автор отзыва:
Комедия «Мандат» была впервые поставлена Вс. Мейерхольдом в театре его имени в 1925 году. Нынешняя постановка Владимира Панкова приурочена к 30-летию театра Et Cetera. И хотя нынешний «Мандат» несет на себе яркий отпечаток творческой манеры режиссера, в какой-то мере он является перекличкой с тем, первым «Мандатом», от которого не сохранилось записей, но представление о котором все же можно составить благодаря документам, рецензиям и фотографиям.
Например, на фото первый исполнитель роли Гулячкина Эраст Гарин предстает очень высоким и худым. Нынешний Гулячкин (Григорий Старостин) тоже высок и худ. Его сестру Варвару Зинаида Райх играла с «косолапой походкой» и «кукольным писком интересничающей барышни». Наталья Благих сохранила писк, но режиссер изменил ее походку на балетную. В декорации «Мандата» 1925 г. поверхности разделены по вертикали на квадраты. Декорации Максима Обрезкова по вертикали разделены на прямоугольники и добавлен потолок из таких же прямоугольников (дверей). У Мейерхольда эпизоды были разделены пантомимами, у Панкова, напротив, один из персонажей громко объявляет номера явлений и задействованных персонажей.
Поэтому нынешняя постановка «Мандата» будет более интересна тем, кто разбирается в творчестве Мейерхольда, Эрдмана, драматургии 20-х годов и в истории этого периода. Человеку неподготовленному текст почти наверняка покажется устаревшим и непонятным, а действие — обычной клоунадой. Когда герой-приспособленец сознается, что не знает, что такое РКП, зал молчит, потому что тоже уже этого не знает. Без понимания контекста эпохи комедия будет представляться пересыпанным шуточками набором фиг в карманах, адресованных непонятно кому.
Сюжетно «Мандат» — история семьи Павла Гулячкина, из которой остались он сам, его сестра и мать. Ненавидя советский строй, он все же не теряет надежды к нему приспособиться и выдает себя за члена партии (в которую тогда было не так просто вступить). Одновременно кухарку Гулячкиных Настю из-за случайного стечения обстоятельств принимают за великую княжну. После серии недоразумений истина выходит наружу. В спектакле Панкова много музыки, движения, карикатуры и гротеска. Есть даже персонаж, который ведет себя в манере Иосифа Виссарионовича. В жизни столкновение с последним Эрдмана обернулось для автора «Мандата» ссылкой, а Мейерхольду с Райх пришлось гораздо хуже - они потеряли жизнь.
Фото с сайта театра