«Король умирает»: вечно актуальный Ионеско

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

В пространстве «Внутри» прошли премьерные показы спектакля «Король умирает» по пьесе абсурдиста Эжена Ионеско. Режиссер Владимир Мирзоев и его команда убедительно доказывают, что нет ничего более реалистичного, чем абсурд — хотя внешне представленная в пьесе французско-румынского драматурга коллизия и представляется невероятной.

Время короля Беранже Первого (Никита Тарасов) вышло, он должен умереть — но в пространстве созданного Ионеско мира почему-то упорно пытается отлынивать от этого долга. Правивший сотни лет король разорил и фактически уничтожил свое государство, и тем не менее у него еще остались несколько приближенных. Это первая жена Маргарита (Елена Коренева), вторая жена Мария (Мария Карлсон), служанка Джульетта (Юлия Салмина), преданный охранник (Дмитрий Асташкевич) и мастер на все руки — доктор, хирург, палач, бактериолог, астролог (Олег Дуленин, в другом составе Сергей Беляев). Они пытаются по мере сил помочь королю подготовиться к переходу туда, но венценосный монарх упорно не выказывает энтузиазма и заявляет, что обязан править дальше.

Пожалуй, самый неправдоподобный момент пьесы — почему у правившего несколько сотен лет короля всего две жены и почему у его смертного одра не происходит схватка за освобождающееся место на троне. (Правильный ответ — потому что автору так захотелось.) Текст Ионеско сохранен почти целиком, но метафоричность, философская сторона, налет абсурдности и фантастики в спектакле как бы уходят в тень, а на первый план выступает комедийная составляющая и в первую очередь — сатирическая ее сторона, которую подчеркивает игра Никиты Тарасова: созданный им образ короля большую часть действия ничем не напоминает умирающего.

Не секрет, что абсурдистские пьесы у нас ставят не так часто, потому что публика идет на них, скажем так, не слишком охотно. «Король умирает» имеет все шансы, чтобы расположить ее к себе: спектакль воспринимается, как комедия, как сатира, местами злободневная, в которой к тому же у любимой многими Елены Кореневой большая, необычная и интересная роль. Вокруг такой королевы, как ее Маргарита, должен быть свой собственный двор — но это, наверное, уже был бы сюжет для совершенно отдельной пьесы.

Раздел: 

Метки: