Автор отзыва:
Май выдался чрезвычайно насыщенным на премьеры — вот и в театре им. Гоголя выпустили два новых спектакля. Первый — «Гроза. Искушение» (само собой, по Островскому) и второй — «Воскресение» по мотивам романа Льва Толстого. «Грозу» поставил Антон Яковлев, «Воскресение» — Павел Пархоменко, постановки которого можно также видеть в театре Моссовета.
На мой взгляд, в театре Гоголя складывается интересная молодая труппа (Павел Комаров, Марк Бурлай, Любовь Константинова, Анатолий Просалов, Александр Хотенов, Кирилл Ковбас, Алена Гончарова, Илья Антоненко, Евгений Пуцыло, Антон Лызо и другие), которую удачно дополняют талантливые актеры старших поколений. Всем им нужен яркий неизбитый материал, так что будем ждать, когда полноценно заработают обе сцены театра (на основной сцене ремонт только что закончился, и первой на ней стала постановка по Островскому).
«Гроза. Искушение» в постановке Антона Яковлева имеет подзаголовок «мистическая драма», а на сцене присутствует таинственная персона в черном (Анна Александер), которая нашептывает Катерине (Любовь Константинова) греховные мысли и внушает ей в итоге поменять шило (Марк Бурлай, в другом составе Андрей Кондратьев) на мыло (Илья Антоненко). Если говорить серьезно, то Островский — самый что ни на есть реалистичный наш писатель, и весь его текст и склад таланта мистике сопротивляются. Потому что «Гроза» в конечном счете — история не о любви и даже не о разрыве между поколениями, а об извечном русском — о том, что тот, кто взобрался наверх, у нас считает непременным своим долгом топтать тех, кто внизу, и даже тогда, когда это топтание и унижение не имеют никакого логического обоснования. Кабаниха (Ольга Науменко) и Дикой (Олег Гущин) сильны только тем, что остальные их терпят и молча признают их право топтать — и хотя, как Кулибин (Дмитрий Высоцкий), всё про них понимают, еще пытаются на что-то надеяться.
Однако любая несправедливость неизбежно порождает протест. Катерина пытается спастись в романе с человеком, который никак ее защитить не может (в спектакле он даже носит петлю на шее), а Варвара (Алена Гончарова, в другом составе Мария Свирид) делает ставку на человека иного типа (Антон Лызо) и в итоге спасается бегством с ним.
В спектакле используется муляж отрезанной головы оленя — пишу об этом, поскольку есть зрители, которые не любят таких вещей даже в виде муляжей.
«Воскресение» Толстого — не самый легкий материал для сцены, и не в последнюю очередь потому, что в тексте, как заметил английский классик, проповедник оказался сильнее писателя. История о том, как князь Дмитрий Нехлюдов встретил на суде девушку, которой когда-то воспользовался, как вещью, ужаснулся тому, к чему привел их мимолетный роман, и решил исправить содеянное, причем для начала случайно отправил ее на каторгу, многослойна, неоднозначна и простой интерпретации поддается плохо. Это даже если не упоминать о том, что текст стал очередной точкой разрыва между автором и современной ему церковью, от которой в итоге был отлучен.
Спектакль Павла Пархоменко вполне удался: он не получился ни затянутым, ни скучным, ни перегруженным и дал развернуться актерам, многим из которых пришлось вдобавок исполнять по несколько ролей. Александр Хотенов (Нехлюдов), Янина Третьякова (Катюша), Павел Комаров, Анатолий Просалов, Сергей Савичев и другие — все убедительны и образуют отличный ансамбль. Действие разбавлено юмором, и феерический эпизод с лакеем Петрушей (Евгений Пуцыло), который всего лишь подает на стол, наверняка запомнится многим зрителям. При всей серьезности затрагиваемых тем — как жить человеку в насквозь фальшивом мире, как обрести себя, как спастись, светская жизнь и ее пустота, каторга и существование на ней — спектакль не кажется тяжелым или навязчиво дидактичным. Поклонники Толстого наверняка сочтут, что роман глубже и сложнее, но книга и спектакль — это в любом случае разные вселенные, и полностью они не совпадают никогда.