«Самоубийца»: премьера в театре им. Вахтангова

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца», подобно «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, перепрыгнула из эпохи, в которую была написана, в совсем другие времена — и уже там обрела признание. Такое возможно только с произведениями исключительно талантливыми — ведь вовсе не секрет, что подавляющее большинство текстов уходит вместе с эпохой, в которую они были созданы, и в лучшем случае становится материалом для двух-трех исследователей.

«Самоубийца» избежал этой участи. Возможно, сравнение с бессмертным романом Булгакова покажется кому-то преувеличенным, но оно вполне уместно, тем более что авторы дружили, Булгаков писал Сталину письма в защиту сосланного драматурга, хотя сам находился, мягко говоря, в весьма непростом положении. Все попытки Булгакова опубликовать «Мастера и Маргариту» успеха не имели, все попытки поставить «Самоубийцу» вскоре после написания ни к чему не привели, несмотря на интерес лучших для того времени режиссеров и заступничество Горького — ни одну пьесу он не отстаивал так, как эту. Известность пришла позже — гораздо позже, и если комедию Эрдмана все-таки поставили при его жизни, Булгаков до своей настоящей славы дожить не успел.

Однако если «Мастер и Маргарита» в значительной степени говорит о вечном, то мир «Самоубийцы» — более узкий, бытовой, сосредоточенный вокруг маленького человека: безработного гражданина Семена Семеновича Подсекальникова. Однажды Семен Семенович (Юрий Цокуров) проснулся, пожелал съесть кусок ливерной колбасы, начал ругаться с женой (Екатерина Крамзина), жена побежала изливать душу другим жильцам коммуналки — и все завертелось. Не успел Семен Семенович опомниться, как уже пошли слухи, что он собирается свести счеты с жизнью, его уговаривают покончить с собой не просто так, а идейно, в его честь собирается чуть ли не банкет, а потом…

Режиссер Павел Сафонов поставил «Самоубийцу» как эксцентричное, стремительное, отчасти карнавальное действо. Дух карнавала помогают создавать на сцене великолепное музыкальное оформление и костюмы Евгении Панфиловой, но основная роль, конечно, принадлежит актерам. Если бы существовала награда за лучшую супружескую пару на сцене, я бы, пожалуй, присудила ее паре Юрий Цокуров — Екатерина Крамзина, которую замечательно дополняет теща героя, словно соединяющая в себе всех тещ на свете (Светлана Йозефий, в другом составе Ольга Тумайкина). Олег Макаров играет Гранд-Скубика, Василий Симонов — соседа Калабушкина, Александра Стрельцина — Маргариту, Юрий Красков — Егорушку, Артём Пархоменко — отца Елпидия, Ася Домская (в другом составе Анна Антонова) — Клеопатру Максимовну. А чтобы подробнее узнать об этих персонажах (и о других тоже), лучше посмотреть спектакль.

На фото — Юрий Цокуров дает интервью после показа

Раздел: 

Метки: