"Мёртвые души" из 1990-х годов

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Мёртвые души

Как играть классику, чтобы она была понятна молодёжи? Конечно же переложить её на современный стиль и время, что и сделал режиссёр Денис Азаров, поставив спектакль "Мёртвые души" в Театре Романа Виктюка по классическому произведению Николая Гоголя. И его герои перенесены и в современное время и не совсем уже и современное. Это, скорее 1990-е годы XX века с его уличными толкучками, замызганными переходами и полной беспросветностью.

Мы видим не просто классический сюжет Гоголя. Зритель становится свидетелем расследования следователя Порфирия Петровича (Иван Степанов) прибывшего в уездный город N для того, чтобы расследовать деятельность Чичикова. Кто он такой, что мы знаем о нём, чем он занимался в детстве и молодости? И здесь зритель находит некоторые ответы в загадочной биографии ловкого проходимца. Становится ясно, что Чичиков никогда не любил людей, а с ранних лет только и делал, что пытался разбогатеть, подставляя других.

Но, в то же время зритель видит Павла Ивановича совершенно положительным и воспитанным человеком. И если бы не расследование Порфирия Петровича. то он бы вызывал чистейшую симпатию. Актёр Сергей Епишев в роли Чичикова пластичен и обаятелен. Он не говорит каких-то "вылитых в граните" фраз, а просто делает своё дело. Это чистый делец в красном костюме. Опять-таки отсыл к 1990-м.

Коробочка - Людмила Погорелова, Чичиков - Сергей Епишев

Декорации спектакля, это ободранный подземный переход и крытый стеклом мост над ним, где также пролегает железная дорога. И этот стеклянный мост, как бы символизирует богатство Москвы над нищей провинцией внизу. Герои иногда попадают на этот мост, чаще их там заметает метель, и они вновь оказываются у перехода. Но на том же мосту иногда появляется Панночка из "Вия" Гоголя и рассказывает страшилки из русского народного фольклора.

И тут мы подходим к одной из самых интересных частей спектакля, к русскому фольклору. При подготовке спектакля "Мёртвые души" часть труппы театра ездила в фольклорную экспедицию по Нижегородской области для того, чтобы узнать и понять характеры своих героев.

Как рассказал актёр Михаил Половенко: "Одна старушка меня потрясла. Пятьдесят лет работала на ферме. ферму прикрыли. Её развели мошенники по телефону, и теперь она из своей пенсии выплачивает кредит. Но не падает духом, собирается пойти работать в другую деревню. Говорит: "Здорова - и на том спасибо". Поражает эта слепая, исступлённая вера в лучшее, когда всё беспросветно.

Встретили на улицу мужчину, разговорились. Трагическая судьба. Родителей убили прямо на его глазах. Сидел за кражу. Недавно вышел на свободу. На вопрос, был ли он счастлив когда-нибудь, ответил: "Нет". Через час беседы я повторил вопрос: "Да был. У меня родился ребёнок и умер через три часа. Вот эти три часа я был счастлив".

Сцена из спектакля

Вот это и есть та самая настоящая Россия с настоящими людьми. И эту Россию постарался показать режиссёр.

В спектакле мы слышим русские народные песни в стилях фолк-рок и электро-фолк. Современные ритмы в фолк вплетены очень аккуратно. Это надо слышать и надо видеть. Та часть, которая поётся вживую, вообще супер. И отдельное спасибо за A capella квартета актрис в конце спектакля. Это было блестяще. Сразу вспомнилась деревня в глубинке под Саратовым, свечи и страшные сказки рассказы деда и дядьки, которыми они пугали нас, мелких пацанов.

Ну и если говорить о музыкальной части спектакля то, безусловно, хитом стала сцена, где певица пела бессмертное "Зеленоглазое такси". Фактически мы увидели настоящий open-air, с танцами и братанием провинциальных жителей, как оно и происходило в 1980-90-х годах. По всему залу зрители начали вытаскивать мобильные телефоны и, злостно нарушая запрет на съёмку, снимать это смешное и ностальгическое для многих действо. Вот тут бы хотелось попросить администрацию театра всё-таки разрешить съёмку этой сцены. Ведь это бесплатная реклама спектакля, которая разойдётся по многим площадкам. Снимать всё равно будут, но рваными кусками и из под полы и из-за голов. Так почему не дать какой-то знак, что в этом месте можно снимать?

Также зритель видит народные обряды, слышит старинные заговоры. И это не выдуманные срежисированные сцены, это часть настоящей русской истории.

В роли Плюшкина поразил Дмитрий Бозин, которого не узнать в скрюченном до земли, заросшем старике. Вот уж кто удивил, так удивил. Абсолютное попадание в роль и фраза: "Чай нынче дорог и сахара не найдёшь!", - которую встретили смехом и аплодисментами.

Плюшкин - Дмитрий Бозин

Фото: Вера Трусова

Заключительная фраза романа про Русь-Тройку, в спектакле не является центральной. Она произносится достаточно буднично в самом начале второго акта. А, центральной фразой, даже сценой является фраза Губернатора, который отказывается давать показания против Чичикова, как и все жители города и выпроваживает его назад в столицу: "У нас всё по-тихому, по-семейному". И в этой фразе видна вся Русь, с её взятками, поборами и лебезением перед начальством.

Следователь - Иван Степанов, Участковый - Михаил Руденко, Чиновник - Константин Авдеев

Спектакль, конечно, получился замечательным, современным, но, в то же время с аккуратным и бережным обращением с классическим романом Гоголя.

Фото: сайт Театра Романа Виктюка

Раздел: 

Метки: