Дягилев. Генеральная репетиция

Автор отзыва: 

Дягилев

Неделю назад на Крымском валу, в Новой Третьяковке открылась выставка посвященная величайшему импресарио XX века - Сергею Дягилеву. Она приурочена к его 150-летию со дня рождения. Сегодня я побывала в залах Новой Третьяковки.

В целом выставка интересная. Но есть одно большое НО... Личность Дягилева не раскрыта от слова СОВСЕМ. Конечно, без Дягилева не было бы "Русских сезонов" и выставка, рассказывающая о спектаклях посредством фотографий, эскизов, костюмов все же своеобразная дань этому удивительному человеку. Но пройдя по залам выставки поймала себя на мысли, что вся экспозиция скорее напоминает персональную выставку двух художников - Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Встречаются работы Льва Бакста, Валентина Серова, Александра Головина, Николая Рериха и даже Анри Матисса, но их ничтожно мало.
Ну и главное, как я уже написала выше, не показан масштаб такой личности, каким был Сергей Дягилев.

При входе на выставку, на афише, написано, что эта выставка "не просто дань юбилею знаменитого импресарио, это еще и "генеральная репетиция" экспозиции будущего зала Дягилева, который Третьяковская галерея планирует представить после реконструкции здания на Крымском валу".
Не знаю, возможно я не права, но мне кажется, что выставку стоило назвать по другому - "Русские сезоны" Дягилева". И еще добавить - в эскизах М.Ларионова и Н.Гончаровой. Хотя, есть и фотографии. Но опять же - это не про Дягилева, а про спектакли, про артистов.
Кстати, удивило, что нет ни одной фотографии Анны Павловой. А ведь она была звездой первых "Русских сезонов", его душой.
Понятно, что без Дягилева не было бы ни "Русских сезонов", ни Нижинского, ни Лифаря, ни... Но...
Остается надеяться, что после открытия постоянной экспозиции Сергею Дягилеву будет посвящен большой раздел - посвящен, как деятелю культуры, импресарио и просто человеку.

Пошли гулять...

В экспозиции первого зала представлены афиши "Русских сезонов", визитки артистов, книга с либретто спектаклей с пометками Дягилева.

Из интересного - контракт с Тамарой Карсавиной и ее балетные туфли к партии Коломбины, фрагмент костюма по эскизу Льва Бакста.

В этом же зале в книжном шкафу книги по истории русского балета, биография С.Дягилева, журналы.

На стене рядом со шкафом и в шкафу фотографии. С.Дягилев, Л.Мясин, С.Лифарь, И.Стравинский, Н.Гончарова, М.Ларионов, Дж.Баланчин и другие.

А дальше начинаются залы, посвященные тему или иному балету "Русских сезонов". (Странно что не упомянута "Петрушка", но есть целый зал посвященный неосуществленному балету "Литургия" с декорациями и костюмами М.Ларионова и Н.Гончаровой).

И первый в списке - "Весна священная".

Следующий зал посвящен балету

Эскизы к декорациям М.Ларионова

На выставке представлено много интересных, я бы даже сказала уникальных фотографий.

Леонид Мясин в роли Бова-королевича

Бронислава Нижинская - Кикимора

Любовь Чернышева - Царевна - Лебедь.

И снова эскизы М.Ларионова.

Лидия Соколова - Избранница. "Весна Священная".

Балет

Тамара Карсавина в роли Снегурочки и Леонид Мясин в роли Солнца.

Эскизы костюмов и декораций к спектаклю М.Ларионова.

Интересно, что в одном из спектаклей Михаил Ларионов выступил не только как художник, но и как хореограф. Речь о балете "Шут"

Балет "Синий бог" был оформлен Львом Бакстом. На выставке представлены костюмы, созданные по его экскизам.

Следующий зал посвящен балету "Шахерезада". Оформление Льва Бакста.

Занавес Валентина Серова.

Роль Забиры в разное время исполняли: Вера Фокина, Любовь Чернышева, Тамара Карсавина.

Один или даже несколько залов (запуталась) посвящены неосуществленным балетам, таким как "Испания", "Триана", "Литургия" (уже упоминала).

Эскизы декораций и костюмов к обоим спектаклям создала Наталья Гончарова..

Костюм придворной дамы к балету И.Стравинского "Песнь Соловья" был создан по эскизу французского художника Анри Матисса. (Стоит отметить, что все костюмы представленные на выставки, приобретены при финансовой поддержке компании "БиПи Россия" в 2019 году. Вовремя успели).

Балет "Свадебка" Брониславы Нижинской я очень хорошо помню. Мы его смотрели, еще когда я училась в школе. В постановке какого театра, увы, не помню. Эскизы костюмов так же принадлежат Н.Гончаровой.

Но первоначальный вариант был забракован Брониславой Нижинской и Гончаровой пришлось делать другие. В итоге остановились на сарафанах и рубахах - простой крестьянской одежде.

Балет "Золотой петушок".

И снова эскизы М.Ларионова и Н.Гончаровой. Я понимаю, что они были художниками и сотрудничали с Дягилевым. Но ведь выставка посвящена Дягилеву, а получается...

Два костюма: женский костюм и костюм Звездочета.

Забыла сказать. В некоторых залах на экранах показывали фрагменты балетов. Записи и старые и современные. Мне особенно понравилась запись "Золотого петушка". Разумеется небольшой фрагмент.

Чуть не забыла про "Половецкие пляски" )))
Эскиз декораций к опере П.Бородина "Князь Игорь" Н.Рериха. Сапоги выполнены также по эскизам Николая Рериха.

В следующем зале представлены костюмы к балету "Жар-птица".

Три костюма к первой постановке и три к новой редакции. Соответственно по эскизам Александра Головина и Натальи Гончаровой.

Предпоследний зал представляет собой балетный класс.

В экспозиции редкие фотографии Михаила Ларионова.

В последнем зале показывают небольшой (5 минутный) фильм. Вот и всё.

Текст и фото: Анна Русских / Москультура

Раздел: 

Метки: