"Чайка" в МХТ им. Чехова

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Весь мир — театр, весь Художественный театр произошел из "Чайки", а с 2020 года там идет новая версия чеховской пьесы в режиссуре Оскараса Коршуноваса. Версия современная, стильная, в бело-черно-красных тонах — и с великолепным актерским составом, в котором молодежь играет на уровне старшего поколения, не уступая ему.

Кузьма Котрелёв (Треплев), Александра Ребенок (Аркадина), Игорь Верник (Тригорин), Станислав Любшин (Сорин), Софья Евстигнеева (Нина Заречная), Елизавета Ермакова (Маша), Александр Семчев (Шамраев)… кажется, я занимаюсь тем, что переписываю программку — а ведь я еще даже не дошла до Евгении Добровольской и Игоря Золотовицкого, не упомянуть которых никак нельзя.

Спектакль открывается небольшой легкой импровизацией, во время которой публике разрешают сделать несколько фото. Помимо всего прочего, эта импровизация задает тон. Не забываем: "Чайка" — комедия. По крайней мере, так ее называл сам автор.

Сохранив почти весь исходный текст, режиссер прошел по тончайшей грани: с одной стороны, решительно ушел от того, что в театре именуется нафталином, с другой — отдал дань современности (видео и др.), не раздражая зрителя. "Чайка" осталась "Чайкой", а не вариацией по мотивам. Героиня Александры Ребенок — актриса до кончиков ногтей, и, глядя на нее, легко понять, почему Тригорин никогда от нее не уйдет. Герой Кузьмы Котрелёва — человек, над которым висит вечная тень неудачи, персонаж абсолютно чеховский: не повезло ни с матерью, ни со стремлениями, которые не соответствуют степени его таланта, ни с любовью — которая отвергает его даже после своего крушения. Героиня Софьи Евстигнеевой так хочет занять место Аркадиной, что надевает туфли, как у нее - но остальное остается прежним, и Аркадину ей не заменить, даже со всей любовью к Тригорину.

Возможно, режиссер не делал на этом акцента, но, присутствуя на спектакле, я обратила внимание на то, какую важную роль в мире героев играют деньги, точнее, их отсутствие. Оставив в завещании Нину без денег, мать фактически предрешила ее судьбу. Мучается учитель Медведенко, получающий нищенскую зарплату и весь ушедший в копеечные подсчеты — по сути, человек неплохой, но из-за безденежья ставший невыносимым. И Треплев, тоже безденежный и целиком зависящий от скаредной матери и бесхарактерного дяди, если посмотреть с точки зрения житейской, с самого начала вряд ли представлялся Нине достойной парой.

Финальные эпизоды проходят на фоне черных занавесок: комедия окончательно обращается в драму. И, как всегда у Чехова, заставляет думать о многом: о жизни, о любви и о том, что именуется роком.

Фото с сайта театра, фотограф А. Иванишин

Раздел: 

Метки: