Уникальная коллекция фарфора в Царицыно

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Царицыно

Открывшаяся в Царицыно, в Хлебном доме выставка "Фарфор России: истоки и традиции. К 300-летию Дмитрия Виноградова" поражает тем, какие великолепные сервизы и статуэтки изготавливались в России и Советском Союзе, а также в Европе. Изящные формы и великолепная роспись изделий радуют глаз.

На первой фотографии вы видите Пасхальное яйцо предположительно работы Дмитрия Виноградова, 1740-1758. Декоративное яйцо сделано по рецептуре Михаила Ломоносова мастерами П.Кирилловым и Григорьевым, 1753-1765. Чайница - Императорский фарфоровый завод, 1765. Мозаичное панно - неизвестный художник, Россия, первая половина XIX века.

Слово "фарфор" произошло от персидского "фахфур". Сначала так переводили один из титулов китайских императоров - "сын неба", а потом тьак стали называть белоснежную посуду, которую привозили на Ближний Восток из Китая. А в европейских странах прижилось другое название - порселен или порцелан, произошедшее от итальянского названия одного из моллюсков - порчелана. До XVIII века фарфор поступал в Европу только из Китая, как правило в качестве посольских даров. Во многих странах учёные пытались разгадать его секрет. И только в 1708 году немецким учёным - Эренфриду Вальтеру фон Чирхаусу и Иоганну Фридриху Бёттгеру удалось это сделать. Рецепт фарфора прост: глина, кварц и полевой шпат. Только глина нужна особая - белая и тонкая, каолин. В XVIII веке фарфор был настолько редким и дорогим, что его называли "белым золотом королей". В 1709 году немецкому курфюрсту Саксонии Августу Сильному представили первое фарфоровое изделие по усовершенствованной Бёттгером технологии. А в 1710 году в саксонском Мейсене было налажено производство твёрдого фарфора, покорившего все королевские дворцы Европы.

02. Чашка с блюдцем - Императорская фарфоровая мануфактура, Севр, департамент Сен-е-Уаз, Франция, 1804-1814. Поднос из сервиза Дежёне - Королевская фарфоровая мануфактура, Севр, провинция Иль-де-Франс, Франция, 1773

В России фарфор появился в XVIII веке в 40-х годах на "порцелиновой фабрике" Санкт-Петербурга. Благодаря высокму качеству он сразу завоевал европейское признание. Создатель русского фарфора - выдающийся химик-технолог Дмитрий Иванович Виноградов. Он родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-х годов его отправили учиться в Славяно-греко-латинскую академию, где он познакомился с Михаилом Ломоносовым. Два ученика стали хорошими друзьями и вместе осваивали различные науки.

03. Щекотливая ситуация - автор Иоганн Иоахим Кендлер, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, 1840-е - начало 1850-х

В 1747 году, после нескольких лет поисков и опытов, Виноградову удалось получить фарфоровую массу не уступающую фарфоровоф массе мейсенских мастеров. И в этом же году Невская порцелиновая мануфактура выпустила первые предметы из фарфора. Опознать их можно по характерному голубому или жёлтому оттенку и личному клейму Виноградова - литере W и году выпуска.

04.

Но Виноградов не остановился в своих экспериментах. К 1756 году его фарфор по плотности и структуре приблизился к китайским образцам, а на мануфактуре был запущен большой горн, позволяющий обжигать крупные предметы. Кроме того, мастеру удалось создать особенных розово-лиловых и зелёных оттенков, которые стали отличительными чертами русского фарфора XVIII века.

05. Часы - Фарфоровая мануфактура "Ширхольц и сын", Плауэ, Тюрингия, Германия, 1887-1906

Невская порцелиновая мануфактура выпускала, в основном, предметы небольших размеров: чернильницы, трубки, декоративные пасхальные яйца, подсвечники и различную утварь - чашки, кружки, маслёнки. Особенно популярны были табакерки из фарфора - овальные, круглые, многоугольные. Они пользовались спросом и в России и за рубежом. Украшали их росписи с романтическими сюжетами или цветочными композициями.

06. Мужик точит косу - Фабрика Тереховых и Киселёвых, село Речицы, Гжельская волость Бронницкого уезда Московской губернии, середина XIX века. Разносчик рыбы - Мануфактура Гарднера, село Вербилки, Гарская волость Дмитровского уезда Московской губернии, первая половина XIX века

В изделиях первой порцелиновой мануфактуры в Санкт-Петербурге присутствуют все основные черты, отличавшие в дальнейшем русский фарфор: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, использование позолоты, рельефный декор и изящные формы.

07. Пушкин за работой - чернильница, автор Наталья Данько, Ленинградский фарфоровый завод, 1936

В 1765 году Невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод, который к началу XIX века стал одним из ведущих в Европе.

08. Китайцы - Германия, начало XIX века

Рубеж XVIII-XIX веков - период расцвета русского фарфора. Одна за другой в России возникали частные фабрики, продукция которых не уступала по качеству продукции Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

09.

В 1766 году в подмосковном селе Вербилки открылась мануфактура Франца Яковлевича Гарднера, на которой выполняли не только эксклюзивные придворные заказы, но также выпускали посуду для широкого потребеления. За короткое время гарднеровский завод стал эталоном для других частных заводов.

10.

В 1804 году Карл Мелли, бывший комиссионер фабрики Гарднера, построил в Дмитровском уезде под Москвой собственный завод. В 1811 году он продал его купцу Алексею Гавриловичу Попову, с именем которого связана история этого производства в XIX веке. Отличительная особенность продукции завода А.Г.Попова - тончайшие пейзажные и сюжетные росписи, свидетельствующие о влиянии французской и немецкой традиций. Среди частных производств XIX века можно назвать заводы Н.Б.Юсупова и А.М. Миклашеского.

11. Террина - миска для подачи горячих блюд, Королеско-польская и курфюршестско-саксонская мануфактура, Мейсен, Саксония, Германия, середина XVIII века

На рубеже XIX-XX веков одним из самых крупных производителей в Российской империи становится Товарищество производства фарфровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С.Кузнецова, которое к началу ХХ века выкупило все частные заводы. Кузнецовскому товариществу удалось настолько увеличить производительность своих фабрик, что посуду завода могли позволить себе не только дворяне, но и представители других сословий - купцы, мещане, священнослужители.

12. Сервиз "Вседневный" или "С розанами" создан по заказу Екатерины II.

После Октябрьской революции 1917 года все частные предприятия были национализированы. В стране начался новый этап производства. Постепенно сложились две фарфоровые школы - "московская" и "ленинградская".

13. Сервиз "Кобальтовая сетка" - автор росписи Аина Яцкевич, автор формы Серафима Яковлева, ленинградский фарфоровый завод, 1950-е. Десертный набор "Голубое лето" - автор Николай Ершков, завод "Красный гигант", город Никольск, 1978

К ленинградской школе относились Ленинградский (Императорский) фарфоровый завод. К московской - Дулёвский и Дмитровский (бывшие Кузнецовские). Представители этих двух направлений соперничали в творческих поисках, создавая прекрасные художественные произведения - как предметы массового потребления, так и уникальные авторские работы. Во второй половине ХХ века продукция фарфоровых производств стала особенно разнообразна, благодаря тому, что мастера свободно сочетали традиции классического наследия XVIII-XIX веков и достижения художников-авангардистов начала столетия.

14.

Во второй половине ХХ века советская фарфоровая индустрия занимала важное место среди других отраслей промышленности. Почти в каждой советской республике были свои фарфоровые заводы, на которых работали выдающиеся художники и мастера. Разнообразие производств, стремление каждого автора проявить свою индивидуальность способствовали расцвету отечественого фарфора. Многие произведения советских и российских мастеров благодаря оригинальным художественным решениям и высокому качеству исполнения были отмечены наградами на международных выставках.

Фото: Михаил Брацило / Москультура
 

Раздел: 

Метки: