От Елизаветы до королевы Виктории

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Королева Виктория

Давайте посмотрим портреты из собрания Национальной портретной галереи Лондона экспонировавшиеся на выставке "От Елизаветы до королевы Виктории" в Третьяковской галерее и поговорим о тех, кто на них изображён и узнаем историю создания этих полотен.

Елизавета I - дочь короля Геннриха VIII и Анны Болейн, взошла на престол в 1558 году после кончины своей сводной сестры, королевы Марии I. Полотно, известное как "Портрет из Дичли", вероятно, написано в рамках тщательно подготовленной сэром Генри Ли программы увеселений по случаю приезда королевы Елизаветы в его поместье Дичли (графство Оксфоршир) в 1592 году. На портрете Маркуса Герартса Младшего Елизавета стоит на географической карте, причём ровно на том месте, где расположен Оксфордшир. В помещённом с правой стороны сонете королева именуется "повелительницей света". Возможно это поэтическое произведение декламировалось вслух во время устроенных сэром Генри праздненств.

Маркус Герартс Младший - Портрет королевы Елизаветы I (Портрет из Дичли), около 1592 года

Поэт, актёр и драматург Уильям Шекспир - один из наиболее выдающихся деятелей мировой культуры, поэтому, возможно, что данное произведение оказалось первой картиной, подаренной Национальной портретной галерее в 1856 году по случаю её основания.

Человек на портрете был идентифицирован как Шекспир в середине XVII века, причём было установлено, что изображение написано при жизни. Отмечается значительное сходство портрета с бюстом на могиле Шекспира, а также с гравюрой, предпосланной первому собранию произведений автора, вышедшему в 1623 году. В документальных источниках содержится предположение, что портрет был создан малоизвестным художником по фамилии Тэйлор (возможно, Джон Тэйлор)

02. Портрет Уильяма Шекспира - Дж Тэйлор (?), около 1600-1610

Получивший от леди Каролины Лэм знаменитую характеристику "безумный, дурной человек, с которым опасно знаться", пламенный лорд Байрон чаще всех поэтов своего поколения изображался на портретах. Благодаря меланхолической красоте, обаянию и экстравагантному образу жизни, о котором ходили самые невероятные слухи, Байрон сумел выстроить свой образ как идеального романтического героя. Его поэтическим дебютом стала сатирическая поэма "Английские барды и шотландские обозреватели". Однако лишь после выхода из печати "Паломничества Чайльд-Гарольда" в 1812 году, поэт получил признание критиков.

За первым успехом последовали новые произведения, отчасти вдохновлённые впечатлениями, полученными во время путешествий. Сюда можно отнести поэму "Гяур" и полуавтобиографическую эпическую сатиру "Дон Жуан".

В 1823 году поэт присоединился к греческим повстанцам, сразавшихся против турок. Позднее он скончался от лихорадки в Миссолонги. Театрализованный портрет кисти Томаса Филлипса, на котором поэт изображён в албанском костюме, представляет собой копию с портрета в полный рост, созданного тем же художником в 1813 году.

03. Портрет Дж. Г. Байрона - Т.Филлипс, 1835

Сара Сиддонс признана одной из величайших актрис в истории английского театра. Она принадлежала к влиятельной актёрской династиии Кембл. Сценический талант Сары проявился рано, и она начала выступать вместе с родными. Прославившись в провинции, в 1782 году актриса дебютировала в Королевском театре Друри-Лейн. Первой её ролью на столичной сцене стала Изабелла в пьесе Дэвида Гаррика "Изабелла, или Роковой брак". Один из критиков того времени писал: "Возможно, никогда прежде не было никого лучше на подмостках, чем миссис Сиддонс". Актриса царила на лондонской сцене на протяжении трёх десятилетий, играя в основном роли трагических персонажей из современного классического репертуара.

Портрет кисти Уильяма Бичи передаёт царственную осанку Сиддонс и её высокое положение шекспировской актрисы. Её связь с трагедией символизируют трагическая маска, кинжал и рыдающий амур, а комедийный талант - комическая маска, лежащая на постаменте справа.

04. Портрет С.Сиддонс - У.Бичи, 1793

Эта сцена в Виндзорском зале придумана живописцем Томасом Джонсом Баркером, однако в ней присутствуют реальные персонажи. На картине королева Виктория принимает посла из Восточной Африки, которому она вручает превосходный экземпляр Библии. Здесь же присутствует принц Альберт и два политических деятеля: министр иностранных дел лорд Джон Рассел и премьер-министр лорд Палмерстон.

Сюжетом для картины Баркера послужило известное, но не имеющее под собой исторической основы предание 1850-х годов. Оно гласило: когда кто-то из иноземных гостей спросил королеву Викторию, каким образом Великобритания добилась такой степени могущества в мире, королева якобы ответила, что залогом достижений служит вовсе не военная или экономическая мощь. Протянув чужеземцу экземпляр Библии, монархиня будто бы произнесла: Передайте вашему государю, что тайна величия Англии кроется в этом". Таким образом, полотно скорее символически изображает евангельские основы Британской империи, нежели реальное историческое событие.

05. Тайна величия Англии (Королева Виктория вручает Библию в зале для аудиенций Виндзорского замка) - Т. Дж. Баркер, около 1863

Эллен Алис Терри - величайшая английская актриса своего времени. портрет был написан Джорджем Фредериком Уоттсом в тот период, когда он был женат на Эллен, причём ему уже было сорок семь ле, а ей не исполнилось ещё и семнадцати. Девушка на портрете одета в шёлковое платье, по стилю похожее на наряды эпохи Возрождения. По воспоминаниям самой Терри, платье придумал художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант. Это произведение представляет собой одновременно и портрет, и аллегорию: Терри предстоит сделать выбор между яркой, но не имеющей запаха камелией, к которой она тянется, и маленьким букетиком душистых фиалок, лежащим в ладони её левой руки. Фиалки символизируют невинность и простоту, тогда как камелии воплощают собой мир суетного - в данном случае сцену.

Супруги расстались год спустя, а в 1877 году развелись. Художник Уолфорд Грэм Робертсон, дружбу с которым актриса пронесла через всю жизнь, утверждал, что "женитьба на Эллен была нелепостью для любого мужчины. С тем же успехом он мог взять в жёны утреннюю зарю, или вечерние сумерки, или любую другую из эфемерных и мимолётных красот природы".

06. Портрет Э.Терри ("Выбирающая") - Дж.Ф.Уотс, 1864

По материалам каталога выставки в Третьяковской галерее.

Раздел: 

Метки: