Автор отзыва:
В театре им. Вахтангова прошла премьера спектакля «Ионыч» по классическому рассказу Антона Чехова. В заглавной роли — Юрий Поляк, хорошо известный театралам, в том числе по роли князя Андрея в «Войне и мире» по роману Льва Толстого. В новой постановке фокус повествования смещен в сторону возлюбленной героя Катеньки — Екатерины Ивановны Туркиной, роль которой играет Ася Домская.
Рассказ был написан и издан в 1898 году, но история его создания полна любопытных деталей. Изначально фамилия родителей Кати была Филимоновы, отец — с его страстью к избитым шуткам и добродушием — был почти такой же, как в окончательном варианте, зато мать сочиняла не просто повести, а «либеральные повести». Кроме того, Чехов сначала предполагал писать рассказ от первого лица — от лица доктора Старцева. Наметив контуры рассказа, автор запросил у издателя аванс, и, так как Антон Павлович тогда находился за границей, ему выслали 2000 франков - 751 рубль по тогдашнему курсу. Судя по всему, имеет смысл считать этот аванс одним из самых удачных денежных вложений в истории русской литературы.
Когда смотришь спектакль, поставленный Олегом Долиным, особенно заметно, что Катенька с ее мечтами о музыке и славе — практически родная сестра Нины Заречной. С той только разницей, что у Нины все же была мачеха, восстановившая против нее отца, а тут моложавый отец (Александр Колясников) и элегантная мать (Мария Шастина) Кати души в ней не чают.
Сценография Максима Обрезкова и большинство костюмов Евгении Панфиловой решены в черном цвете, из которого выбиваются два персонажа в красном — художник (Павел Юдин) и графиня (Ирина Смирнова), герои романа Катиной матери, которые комментируют действие. Знаменитая сцена с шуткой Кати, которая назначила влюбленному в нее доктору свидание на кладбище, напротив, решена в белых тонах и подана с мягким юмором. Некоторые детали постановки — отсылки к другим спектаклям и мотивам других произведений Чехова. И так как главным интересом Кати является все же музыка, действие сопровождает большое количество музыкальных произведений, в том числе шедевры Петра Ильича Чайковского.
В спектакле заняты молодые артисты из группы стажеров театра, среди которых хотелось бы отметить Егора Разливанова, исполнителя роли лакея Павы. В рассказе это совершенно незначительный персонаж, можно сказать, оживший штрих домашней атмосферы; в спектакле его роль больше и дает молодому актеру возможность показать себя.
Роль доктора Старцева — вначале открытого и даже наивного, а затем превратившегося в обрюзгшее чудовище — уже вторая «чеховская» роль талантливого Юрия Поляка. Первой был художник в «Попрыгунье», который, так сказать, одерживал верх над врачом в симпатиях его жены. Теперь Юрий Поляк играет роль врача в своеобразном любовном треугольнике, где один угол — Катя с ее мечтами о музыкальной славе, а другой — деньги и спасительная пустота души. Когда никого не любишь, то и переживать особо не приходится. Другой вопрос, что за все в конечном счете приходится платить, и если Ионыча, по-видимому, по большому счету все устраивает, Катя понимает, что все могло быть совсем иначе. Но, как говорится в «Трех сестрах» — «Если бы знать, если бы знать!».