"Ленком" показал "Гамлета" вне времени и пространства

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Гамлет - Антон Шагин

Спектакль "Гамлет" в "Ленкоме Марка Захарова" можно смело назвать спектаклем года, а гениальная игра Антона Шагина в роли Гамлета, несомненно, выводит его на суперзвёздный уровень. Это фантастический спектакль по всем параметрам. Постановка, в которой главные роли исполнили Антон Шагин - Гамлет, Виктор Раков - Клавдий, Иван Агапов - Полоний, Анна Якунина - Гертруда, Офелия - Алла Юганова, стала настоящим событием в театральной жизни Москвы.

"Гамлет", который поставил режиссёр Антон Яковлев существует вне времени и пространства. Он, с одной стороны, находится в XVI веке, но костюмы, в которых сочетается и современность и старина, и речь героев переносят нас в век двадцать первый. Его действие происходит вроде бы в Дании, но оно возможно в любом месте мира, включая в Россию, на которую тоже есть отсылки. И это правильно, ведь "Гамлет" - это произведение вневременное, оно поднимает вопросы и проблемы, которые вечны.

Лаэрт - Игорь Коняхин, Гертруда - Анна Якунина, Клавдий - Виктор Раков
166A4900.jpg

Спектакль идёт не классическим стихотворным языком, а в прозе. Сценарий адаптирован очень бережно к оригиналу. но привносит нотки современности. Так, очень тонко обыгрывается момент, что артисты не должны "входить не в ту дверь". Также из уст героя мы слышим "Спят усталые игрушки", но в иронически-злой манере. Мне кажется, что данную трактовку "Гамлета" поймут даже школьники, настолько она доступна и легка для понимания.

Гамлет - Антон Шагин, Офелия - Алла Юганова
166A5876.jpg

Мечи, которые воткнул Гамлет в сцену, с самого начала вызывают размышления не о рыцарях. Их клинки, гарды и эфесы напоминают могильные кресты. Мы видим целое кладбище и мысль о нём подсказывает зрителям о трагическом финале.

Гертруда - Анна Якунина, Клавдий - Виктор Раков
166A6015.jpg

Антон Шагин в роли Гамлета умело передает многогранность персонажа: от глубоких размышлений о жизни и смерти до порывов гнева и отчаяния.

Гамлет - Антон Шагин
166A6644.jpg

Его игра пронизана искренностью и чувствительностью, что позволяет зрителям сопереживать ему с первых минут. Его Гамлет лёгок, ироничен, он играет людьми в попытках мести и не понимает, что он сам стал игрушкой в руках Клавдия.

Гамлет - Антон Шагин, Розенкранц - Алексей Скуратов, Гильденстерн - Александр Горелов
166A6315.jpg

На сцене, он растягивает между воткнутыми мечами красные резинки, соединяя их. С одной стороны это напоминает ограды могил. С другой - своеобразный ринг, на котором произойдёт решающая битва. С третьей - кровавые артерии, кровь из которых прольётся скоро в этом месте.

Гамлет - Антон Шагин
166A6148.jpg

Виктор Раков в роли Клавдия стал воплощением хитрости и манипулятивности, создавая зловещую атмосферу вокруг своего персонажа. Кажется, что он проигрывает интриге Гамлета, но как же лихо он закрутил свою игру. Он унижен Гамлетом на спектакле бродячего театра, где рассказывается, как брат некого правителя убил его, влив в ухо яд. Казалось бы, он раздавлен в своём монологе и где-то шевельнулась совесть, но нет. Он играет свою игру, где проиграют все.

Клавдий - Виктор Раков
166A7419.jpg

Важным контрастом ему служит Гертруда в исполнении Анны Якуниной, которая привнесла в роль материнскую боль и внутренний конфликт, что добавляет глубину в их взаимодействие с Гамлетом. Интересно наблюдать, как самолюбивая, яркая женщина проходит путь до несчастной матери, обманутой своим нынешним мужем и которая предчувствует гибель сына.

Гертруда - Анна Якунина
166A7988.jpg

Всё действие смотрится как лихо закрученный психологический детектив, трагедию которого оттеняет своими шутливыми репликами Полоний. В исполнении Ивана Агапова он мне напомнил классического еврея-торговца, казалось бы, простоватого на первый взгляд, но никогда не упускающего свою выгоду.

Полоний Иван Агапов
166A5388.jpg

Офелия, в исполнении Аллы Югановой вполне себе современная девушка с рюкзачком на спине. Она ещё почти подросток со своим юношеским прямодушием и именно им пользуются Клавдий и Полоний, чтобы выведать о планах Гамлета, подослав её к ним. Её сумасшествие после убийства Полония трогательное и беззащитное. Юганова продемонстрировала поразительную трансформацию от юной весёлой девушки до несчастной. сошедшей с ума женщины, что добавляет трагизма в общий нарратив. И странная смерть в ручье её героини оставляет много вопросов.

Офелия - Алла Юганова, Лаэрт - Игорь Коняхин
166A5250.jpg

Игорь Коняхин в роли Лаэрта удачно передал горечь потери и стремление к мести, создавая напряженные конфликты на сцене. Его прямолинейность, готовность отомстить за убитого отца не боясь смерти вызывает уважение.

Лаэрт - Игорь Коняхин, Клавдий - Виктор Раков
166A8595.jpg

Концовка спектакля мощнейшая. Поединок Гамлета и Лаэрта, где они растягивают красные резинки, как артерии.

Гамлет - Антон Шагин, Лаэрт - Игорь Коняхин
166A9152.jpg

На заднем плане суматоха, кричащий Клавдий, несколько раз повторяющий фразу: "Не пей вина, Гертруда!", - которая ему отвечает: "Я хочу пить!" И весь этот шум резко обрывается. А дальше тишина...

166A9227.jpg

Спектакль "Гамлет" в Ленкоме стал серьёзным событием в театральной жизни России, которое не оставило зрителей равнодушными. Глубокие интерпретации классических ролей, мастерская режиссура и продуманная сценография в совокупности создали мощную театральную атмосферу.

166A8799.jpg

Это не просто спектакль о мести, но и размышление о сущности человеческой природы, которое оставляет после себя множество вопросов и эмоциональный отклик.

166A8750.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: