История театра глазами театра

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Великолепная Вера Воронкова в образе Фаины Раневской, молодой талантливый актер Никита Пирожков, который преображается из режиссера Дикого в товарища Сталина в советской пьесе, Инна Кара-Моско в роли Алисы Коонен и многое другое – все это «Пять вечеров. Вечер первый. Начало», который открывает цикл постановок об истории театра им. Пушкина.

Рассказать историю театра на сцене – задача нелегкая, и не только потому, что история в принципе всегда неоднозначна, и в ней всегда есть и темные пятна, и неудобные моменты.  Сложность в самой документальности, которую надо подать так, чтобы результат не выглядел сухим перечнем фактов, который заставляет скучать и актеров, и зрителей.

Создатели «Вечера первого», похоже, смогли найти квадратуру круга: они подошли к делу с любовью к театру и воодушевлением – чего стоит одна Вера Воронкова в образе Раневской. Кроме того, авторы не стали скрывать или затушевывать тот факт, что театр им. Пушкина возник вследствие ликвидации Камерного театра Таирова. Самого режиссера уже нет, но его муза Алиса Коонен (Инна Кара-Моско) все время рядом, как изгнанная королева рядом с королевством, куда ей вход заказан.

Показывая, с каких пьес начался собственно театр им. Пушкина, режиссер Александр Дмитриев пошел на смелый эксперимент, потому что это по сути не пьесы вовсе, а лобовые безыскусные агитки. Играть их можно – хорошие актеры, как известно, смогут сыграть все, и даже такое – но в данном случае ситуацию спас налет карикатурности и пародийности. Когда я увидела Никиту Пирожкова в «Мышеловке», у меня мелькнула мысль, что ему стоило бы попробовать свои силы в гротескной комедии, и можно считать, что в этом спектакле он получил именно такой эпизод (пьеса, с которой началась история театра им. Пушкина). Помимо истории первых пьес и участия Фаины Раневской, авторы упоминают недолгое пребывание в театре Владимира Высоцкого, который, впрочем, здесь не прижился.

В постановке очень удачно использованы экраны, на которые подаются документальные кадры. В одном из эпизодов актеры имитируют реплики, а звучит сохранившаяся фонограмма старого спектакля - прием довольно редкий, но дающий интересный эффект. Замечательно, что в конечном итоге «Пять вечеров. Вечер первый. Начало» получился спектаклем о любви к театру, и можно только пожелать, чтобы эта тенденция продолжилась и в других частях цикла.

Раздел: 

Метки: