Автор отзыва:
Самым интересным спектаклем января для меня стал поставленный Олегом Глушковым в "Современнике" "Птица Феликс", который в программке обозначен как "опера для драматических артистов". Премьера состоялась в ноябре прошлого года, но попасть на представление я смогла только сейчас.
Взяв за основу историю семьи Юсуповых — включая, само собой, знаменитого Феликса Юсупова — Михаил Чевега создал сложный текст, насыщенный отсылками к произведениям других поэтов — и не только поэтов. Признаюсь сразу же, что я уловила далеко не все аллюзии: запомнилось то, что относится к Шекспиру и к кино — а там и Окуджава, и Вертинский, и много чего еще. Параллельно композитор Александр Маноцков создал красивую, многоплановую музыку, также полную отсылок — в том числе к музыке барокко, к которой я неравнодушна. Сценография спектакля вдохновлена представлением в домашнем театре — даже больше: представлением, которое устраивают дети, беззаботные и счастливые, которые принадлежат к самой богатой семье Российской империи. И в сочетании с текстом и музыкой получилось совершенно особенное, штучное зрелище. Тут, впрочем, возникает одна проблема: к нему надо быть подготовленным.
Я, например, полагала, что неплохо знаю историю семьи Юсуповых — но этот спектакль как раз тот случай, когда никак нельзя обойтись без программки с ее разъяснениями и фотографиями прототипов. Она абсолютно необходима — иначе зритель рискует не понять, почему так подробно говорится о Пушкине, зачем появляются Иван Грозный и красавица в татарской одежде (это, между прочим, Сююмбике), и кто те странные личности, которые в безжалостно гротескной сцене второго действия расправляются с Распутиным. Кроме того, мало кто помнит, что у знаменитого Феликса был старший брат Николай, который был убит на дуэли — а меж тем именно Николай Юсупов является тут одним из главных героев.
Из исполнителей прежде всего хочется выделить центральный дуэт Степан Азарян (Феликс Юсупов) — Илья Лыков (Николай Юсупов). Оба хороши фантастически, но у Степана партия сложнее, и в случае, если бы мне пришлось выбирать, пальму первенства пришлось бы отдать ему. Вообще надо отметить, что практически все исполнители оказались на высоте, за исключением одной актрисы — но, к счастью, у нее была лишь небольшая партия.
Это спектакль о роке, о смерти и любви, насыщенный символами, которые можно долго разгадывать (чего стоит хотя бы птичий ряд — финист, сирин, золотой петушок, который возникает в нескольких сценах, курица в финальной сцене, связанной с темой пасхи и воскрешения). Он непрост и неоднозначен, он не похлопывает зрителя по плечу, в некотором роде он — такой же аристократ, как его герои. В мир нашего театра, измученного ковидными волнами, "Птица Феликс" ворвалась жар-птицей, и лично я считаю, что многое бы потеряла, не увидев ее волшебный полет (такой же завораживающий, как полет Сююмбике в одном из лучших эпизодов спектакля).