В музее-заповеднике «Царицыно» в преддверии 100-летия образования СССР открывается выставка-исследование«В поисках народного искусства», приуроченная к Году культурного наследия народов России. Кураторы проекта представляют феномен «народного искусства» как грандиозный социально-художественный эксперимент и предлагаютсвое объяснение причин его заката.На выставке — около тысячи экспонатов из царицынской коллекции и собраний музеев-партнеров. В поиск народного искусства вовлечены современные технологии — часть предметов представлена в 3D-оцифровке и анимации.
«Для нашего музея эта выставка важна по двум причинам, — говоритдиректор государственного музея-заповедника “Царицыно” Елизавета Фокина.— Во-первых, она позволяет продемонстрировать богатство коллекции, которую мы начали собирать с середины 1980-х годов, когда музей был образован как Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, а во-вторых, выставка помогает поднять серьёзные культурологические вопросы и обсудить роль государства в сохранении народных промыслов».
Выставка «В поисках народного искусства» охватывает сравнительно небольшой период —с начала хрущевской оттепели до начала перестройки. Именно эти тридцать лет стали судьбоносными для народного искусства, в течение которых оно прошло путь от полного забвения к возрождению. В девяти залах Большого дворца выставлены произведения, многие из которых до этого не экспонировались.
«Путешествуя по залам, посетитель сможет как бы перемещаться во времени и пространстве, — делится планами сокуратор выставки Юлия Иванова. — Сначала он попадет в исследовательскую экспедицию, потом на выставку наивного искусства, после окажется в экспериментальной лаборатории дизайнеров, оттуда — прямиком на восточный базар или в московский магазин сувениров. Еще на выставке будет “капсула времени” — витрина с постоянно обновляющейся экспозицией, составленной из работ современных авторов».
В СССР само явление «народного искусства» воспринималось неоднозначно и истолковывалось по-разному — особенно в последние десятилетия существования государства. Одни исследователи считали, что народное искусство умирает, другие — что с развитием предприятий художественных промыслов, оно, наоборот, переживает ренессанс. В разных республиках развитие художественных производств тоже шло неравномерно: рядом уживались семейное рукоделие и живые ремесла, эксперименты по созданию нового ассортимента для массового производства и осмысления народной темы в творчестве художников декоративного искусства.В экспозиции есть удивительные предметы: коллекция среднеазиатских тюбетеек и войлоков, латгальская керамика, вязанные варежки прибалтийских мастеров, плетеные предметы из растительных материалов белорусских умельцеви многое другое. Отдельное место занимают произведения наивистов и так называемых «пограничных» художников, среди которых нижегородский мастер Степан Веселов, который с легкостью расписывал хохломским растительным орнаментом не только деревянные предметы, но и клеенчатые панно(используя их как основу вместо холста).
Народная тематика не обошла стороной и моделирование одежды. Благодаря партнерам выставки — Дому моды Славы Зайцева и Ивановскому государственному историко-краеведческому музею им. Д. Г. Бурылина — в экспозиции можно увидеть ситцевые костюмы с кокошниками, созданные «красным Диором» Вячеславом Зайцевым. Также в экспозиции — предметы из собраний музейно-выставочного центра «РОСИЗО», музея традиционного искусства народов мира «Традарт», Музея игрушек Александра Грекова, частных коллекционеров, современных художников и дизайнеров.
Благодаря совместному проекту «Царицына» с образовательной платформой Skillbox и технологической компанией DEVAR шестнадцать экспонатов станут частью виртуальной экспозиции, созданной с использованием технологии дополненной реальности. Это, например, набор из пяти туркменских колец «кокенли-йузик», глиняная игрушка «Чаепитие» из села Кожля Курской области и многое другое. Над их визуализацией в течение шести месяцев работали семь аниматоров и пять 3D-художников — лучшие разработчики игровой инди-студии GameBox от платформы Skillbox. Задачей разработчиков была передача первозданного вида экспонатов — сохранение в цифровом виде всех шероховатостей и асимметрии. 3D-модели музейных предметов можно будет не только рассмотреть деталях, но заодно и услышать занимательные истории о культуре и фольклорных традициях разных стран и регионов, рассказанные на разных языках. При этом никакого специального приложения скачивать и устанавливать на смартфон не нужно — виртуальная выставка будет доступна для просмотра в любом браузере, благодаря платформе для создания AR-контента MyWebAR, разработанной в DEVAR.
В рамках параллельной программы к выставке «В поисках народного искусства» запланированы лекции, кинопоказы, дискуссионный клуб, творческие встречи, участники которыхбудут говорить о судьбах художественных ремесел, дизайна и искусства. Раз в несколько месяцев основная экспозиция будет дополняться «выставкой в выставке». Первая откроется уже 15 декабря и будет посвящена Якутии. Последующие экспозиции-саттелиты расскажут о народных искусствах Узбекистана, Беларуси и других регионов России и стран СНГ.
Выставка «В поисках народного искусства» будет работать в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» с 15 декабря 2022 года до 28 июля 2024 года.
Кураторы выставки: Юлия Иванова, Ольга Докучаева
Архитекторы выставки: Эрик Белоусов,Дарья Черданцева
«Якутская невеста» — первый саттелит-проект в рамках выставки «В поисках народного искусства». Раз в несколько месяцев основная экспозиция будет дополняться, и последующие экспозиции-саттелиты расскажут о народном искусстве Узбекистана, Беларуси и других регионов России и стран СНГ. Благодаря сотрудничеству музея-заповедника «Царицыно» и Национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» в экспозиции, рассказывающей о судьбенародного искусства в СССР, с 15 декабря можно узнать все о традициях свадебного обряда якутов XIX века и увидеть предметы, созданные современными якутскими мастерами.
Основная цель выставки-саттелита — продемонстрировать позитивный опыт и рассказать, как сохраняется и развивается народное прикладное искусствона примере одной счастливой республики — Саха.Экспозиция собрана по принципу инсталляции: костюм невесты XIX века окружен предметами быта и одежды, традиционно сопровождающими свадебный обряд якутов и зачастую составляющими приданое.Одежда у древних якутов имела несколько значений: первое и главное — противостоять холоду, второе —радовать глаз, а третье —демонстрировать благосостоянии семьи.
Экспозиции разделена на пять тематических разделов.В первых двух, рассказывающих о традиционной одежды якутов, помимо костюма невесты можно увидеть:обрядовый пояс с колокольчиками «сыппабыата», меховые чулки «кээнчэ» и носки «куллука», шапки«ураабэргэьээ» и «дьабака», украшенные бисером и утиными перьями, платье«халадаай», пальто «оноолоох сон», защитник лба «намыасха» и защитник ушей«кулгаахэмсэгэ», меховые наносник и нагрудник и длинный меховой шарф-боа «моойторук» из беличьих хвостов. В отдельной витрине экспонируются серебряные украшения: ожерелье «кылдьыы», наспинное украшение «кэлинкэбиЬэр», кольцо «биЬилэх», браслеты «бөҕөх» и другие. Детская одежда представлена шубой из заячьих ушек, а приданое невесты— спальными принадлежностями (например, простыней из меха горностая и лоскутным покрывалом на нары), шкатулками и различными фигурками, в том числе из созданными из бивней мамонта. В разделе «Культ коня» — седло «ыҥыыр»на деревянной основе ивсевозможные подпруги, стремена, уздечки, плет и повода, а в «Празднике» — кумысная деревянная утварь, например, сосуды«чорон», которые выдалбливаются из цельного ствола березы, ковш-черпак«удьаахамыйах» и чаши.Некоторые экспонаты будут дополнены электронными презентациями, видео- и фотоматериалами.
12+
Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, возведенный архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для Екатерины II. Единственная в мире императорская резиденция в неоготическом стиле. C 1984 года «Царицыно» является музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР и собирает, хранит, изучает авторское и народное ДПИ. Фонды музея составляют более 60 тысяч предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 выставок, 150 концертов и несколько фестивалей. «Царицыно» занимает третье место в рейтинге музеев Москвы на TripAdvisor и входит в ТОП-10 посещаемости российских музеев The Art Newspaper. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной. Исторический пейзажный парк ежегодно посещают около 7 миллионов человек.
tsaritsyno-museum.ru
Skillbox — образовательная платформа, которая предлагает прикладные курсы и программы от главных экспертов рынка, актуальные подходы к обучению, работу над реальными проектами, стажировки и трудоустройство в крупнейшие компании страны. В Skillbox обучают профессиям будущего, среди которых: UX-дизайнер, интернет-маркетолог, программист, motion-дизайнер и многие другие.
GameBox — студия инди-разработки внутри образовательной платформы Skillbox. Она объединяет геймдизайнеров, 2D- и 3D-художников, разработчиков на Unity и Unreal Engine, sound- и motion-дизайнеров, а также аналитиков и маркетологов. Сегодня насчитывает более 3 000 участников. За плечами более 10 игр в релизе и отлаженный пайплайн разработки. Порядка 30 проектов находятся в активной разработке прямо сейчас.
Технологическим партнером проекта стала phygital-компания Devar, которая создает продукты с дополненной реальностью. Основная миссия компании — объединение мира физических вещей и цифрового контента. В проекте использована no-code платформа для создания AR контента MyWebAR (https://go.mywebar.com/), разработанная в Devar. Сервис позволяет создавать контент сразу в браузере, без необходимости использования приложений. Платформу MyWebAR используют крупные бренды (в том числе McDonald’s иNickelodeon), учебные заведения (например, Йельский университет) икриейторы из 150 стран мира.