«Опус 48. Островский»: Гимн хулиганскому духу и актёрам на легендарной Таганке

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Ирина Апексимова

В зале Театра на Таганке пахнет историей и бунтом. Дом, построенный Любимовым, выдыхает на зрителя тот самый, узнаваемый, дерзкий, музыкальный дух старой Таганки – озорной, свободный и где-то до дрожи хулиганский. И в этом дыхании, в день юбилея своей неутомимой повелительницы Ирины Апексимовой, театр явил миру не просто спектакль, а залихватский «Опус 48. Островский» – виртуозную фантазию режиссёра Александра Карпушина на тему наследия великого драматурга.

Виртуозно сплетя в единое полотно несколько классических произведений Островского, Карпушин взял за основу «Бесприданницу», но на этом не остановился. Центром вселенной стал манеж цирка – гениальная метафора вечного карнавала жизни. Мы все – и лицедеи, и зрители, и каждый – главный проводник своей собственной, неповторимой судьбы. Эту простую и вечную истину спектакль провозглашает с потрясающей силой.

166A7189.jpg

И во главе этого ярмарочного хоровода – ослепительная, мятежная Ирина Апексимова в роли Ларисы Огудаловой. Режиссёр совершил смелейший ход, перенеся действие на двадцать лет вперёд, и это подарило нам зрелый, выстраданный, невероятно глубокий образ женщины, прошедшей через огонь и воду, но не сломленной. Её Лариса – это гимн личному выбору. Каждая её интонация, каждый взгляд кричат: «Я жила так, как хотела!». Это титаническая, харизматичная работа, где личность актрисы и судьба героини сливаются воедино.

166A7555.jpg

Рядом с ней – хрупкая и надломленная Дарья Авратинская в роли дочери, Варвары Сергеевны. И здесь — смелейший творческий ход: образ Варвары, дочери Кабанихи, мастерски перенесённый из знаменитой «Грозы» в новую реальность. Её героиня – недолюбленная матерью, томимая жаждой тепла душа, вечная насмешка для лицемерного общества. Её безответная любовь к Карандышеву, отчаяние, порезанные вены – это пронзительная, щемящая нота в разухабистой симфонии спектакля.

Варвара Сергеевна - Дарья Авратинская
166A8386.jpg

А Карандышев в исполнении Алексея Гришина – не жалкий чиновник, а волевой, упрямый, почти фанатичный в своей настойчивости мужчина. Его сила и готовность к отчаянному поступку заставляют пересмотреть привычные стереотипы.

Настоящий театральный фейерверк – это дуэт циничного Паратова и трогательного Робинзона. Анатолий Григорьев создаёт образ обольстительного, но пустого эгоиста, фальшивого до мозга костей. При этом Паратов фальшив во всех своих проявлениях. Он живёт только для себя. И даже дочери, которой уже двадцать лет, он привёз игрушку – сломанного зайца.

Варвара Сергеевна - Дарья Авратинская, Паратов - Анатолий Григорьев
166A8037.jpg

Игорь Ларин в роли Робинзона – это комичный, но святой в своей преданности фанатик театра. Их противостояние – столкновение мишуры и искренности, игры и жизни, пропущенной через сердце. Его слова Паратову: «Ты вон как прыгаешь, а я через сердце пропускаю» — это о настоящих и дутых актёрах.

Робинзон - Игорь Ларин
166A8121.jpg

Нельзя не отметить блестяще отточенные, почти скульптурные образы Кнурова и Вожеватова в исполнении Сергея Векслера и Антона Анурова.

Вожеватов - Антон Ануров
166A7627.jpg

Их персонажи – самодовольные, холодные «хозяева жизни», для которых чужая драма – лишь развлечение.

Кнуров - Сергей Векслер
166A7593.jpg

Этот спектакль – восторженная ода театру, гимн актёрскому братству и бесстрашию. Это живой, пульсирующий организм, где знакомые сюжеты, умело соединённые режиссёрской волей, обретают новое, неожиданное звучание, а финал способен вызвать и смех и восторг.

Огудалова - Ирина Апексимова, Карандышев - Алексей Гришин
166A7677.jpg

Все секреты раскрывать — преступление. Приходите! Вдохните этот воздух старой-новой Таганки. Почувствуйте, как классика бьёт в вас током. Это того стоит.

166A8612.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура

 

Раздел: 

Метки: