Спектакль, который не боится: «Дорога» показывает неприукрашенную правду о СВО

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Дорога

Театр РОСТА в Царицыно представил премьеру, которую можно назвать знаковой. Спектакль «Дорога» режиссёра Екатерины Симоновой — это не просто постановка на актуальную тему, а мощная, выстраданная попытка осмыслить путь, который прошла страна за последнее десятилетие. Это, пожалуй, первый настоящий и бескомпромиссно честный спектакль о Специальной Военной Операции.

Пьеса, созданная свидетелями и участниками событий — Игорем Сиваком, Ольгой Старушко и Павлом Кухмировым, — не ограничивается хроникой наших дней. Её действие разворачивается с 2014-го, с трагического разлома, последовавшего за Майданом. Авторы возвращают память к первым добровольцам, обычным людям, вставшим на защиту Донбасса и, по сути, границ России, когда армия ещё молчала.

166A5805.jpg

Это история долгого, мучительного ожидания, «снарядного голода» и тщетной надежды, что вот-вот придёт Красная Армия и освободит Одессу.

166A5390.jpg

Армия не приходила, и это горькое ожидание стало одной из центральных тем спектакля.

166A5790.jpg

Основное действие происходит в купе поезда Симферополь — Москва. Здесь столкнулись разные миры и правды. Виктория Андреевна — мать солдата; Ирина — санинструктор, видевшая войну в Донбассе своими глазами; и либеральная пара Кира и Арсений Владленович.

166A6098.jpg

Их жаркий спор — это диалог, выявляющий самые болезненные вопросы современности: что есть истинный и показной патриотизм, цена предательства и долга. Катарсисом становится неожиданная новость: сын этой «либеральной» семьи, якобы уехавший в Грузию, оказывается героем СВО. Эта новость ломает привычные схемы мышления либералов, заставляя пересмотреть всё.

166A6823.jpg

Вторая сюжетная линия — история любви и разлада между Ириной и бойцом по прозвищу Байрон, знакомство с которым началось в госпитале. Их конфликт — это крик уставшей от ожидания души. Ирина, сбежавшая из Одессы после событий 2 мая 2014 года, в истерике обвиняет Байрона, вновь уходящего на фронт: сколько можно ждать? Их болезненное расставание — метафора того, как таяли надежды целого региона до февраля 2022 года. Но «Дорога», как следует из названия, также о том, что некоторые связи разорвать невозможно.

166A5896.jpg

Спектакль не боится касаться острых, неудобных тем. В эпизоде допроса пленного украинского солдата показана трагедия «зомбированного» населения, для которого Пушкин — «иностранный писатель». Горькая реплика комбата о том, что этого бойца просто обменяют, и он снова пойдёт воевать, тогда как «наших ребят возвращают покалеченными», бьёт точно в сердце.

166A5988.jpg

Зрителям показывают и тыл: две женщины, волонтёры, с огромной сумкой самых необходимых на фронте вещей, и проводники, нарушающие правила, чтобы пропустить этот груз. Этот светлый образ народной помощи заставляет вспомнить «тыловых крыс», разворовавших сотни тысяч комплектов формы.

166A6494.jpg

Музыка в спектакле — отдельный персонаж. Но самой пронзительной стала песня о девочке, мечтавшей о балете, но погибшей при бомбёжке донецкого театра. Финал этой истории — стул с пуантами и балетной пачкой под звуки сюиты из «Лебединого озера» — оставил в зале не просто тишину, а слёзы на глазах у всех. Да что там, и я плакал тоже.

166A6471.jpg

«Дорога» — это спектакль-исповедь и спектакль-вопрос. Он не даёт лёгких ответов, но заставляет сопереживать, помнить и чувствовать. Неудивительно, что после финальной сцены многие в зале не могли сдержать слёз. Для кого-то это была отражённая боль, для кого-то — прозрение. Но для всех без исключения «Дорога» стала не просто театральным событием, а личной историей, в которую невозможно не вовлечься. Это та самая «дорога», по которой идёт вся страна, и которую теперь необходимо осмыслить. А Победа будет за нами! И как скорое ожидание её в финале звучит  "Марш Победы" в исполнении симфонического оркестра.

166A5770.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: