Призраки 90-х: зачем театр воскрешает на сцене «чернуху»?

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Вера - Арина Селезнёва

Недавняя премьера спектакля «В тишине» по пьесе Владимира Малягина 1988 года в постановке Алины Гударёвой на сцене  Покровка.Театра вновь подняла вопрос: насколько оправдано переносить на современную сцену произведения эпохи перестройки и 90-х? Зрители, привыкшие к динамичным сюжетам и ясным смыслам, часто уходят с таких постановок в недоумении, а иногда и с откровенным раздражением. Почему же театры возвращаются к этому материалу — и что он несёт сегодняшней аудитории?

В основе сюжета — пять друзей, снимающих квартиру в центре Москвы, чтобы «побыть в тишине». Трое юношей и две девушки, живущие платонически, почти без эмоций и страстей. Герои, по словам зрителей, лишены ясных мотивов, их характеры не раскрыты, а ситуации кажутся надуманными. Например, Наташа и Алёша три года живут «как брат и сестра» после того, как девушка «перепробовала всё». Вера и её брат Фёдор, Иван, ходящий в церковь, — все они будто существуют в вакууме, а их желание «тишины» остаётся необъяснимым.

Вера - Арина Селезнёва, Фёдор - Олег Парменов, Алексей Андрей Сумцов, Иван - Дмитрий Росляков, Наташа - Алиса Шиханова
166A8821.jpg

Кульминация пьесы — попытка хозяина квартиры изнасиловать Веру, убийство Ивана и самоубийство героини. Финал оставляет ощущение безысходности, а действия персонажей кажутся лишёнными логики: зачем хозяин возвращается после первой неудачной попытки? Почему в квартире, во время его приходов, каждый раз никого нет, кроме Веры? Эти вопросы остаются без ответа.

Хозяин - Алексей Терехов
166A9407.jpg

1988 год — время, когда в советской культуре начал расцветать жанр «чернухи». На фоне социального кризиса, разочарования и ощущения тупика многие произведения искусства стали говорить со зрителем на языке отчаяния. Некоторые спектакли и фильмы той эпохи словно внушали: «Всё плохо, законы не работают, иди и вешайся». Пьеса Малягина — типичный пример этого направления, где безнадёжность становится главным героем.

166A9613.jpg

Спектакль ставился ранее Сергеем Арцибашевым в 1991 и 2001 годах. Однако сегодня, в другую эпоху, он воспринимается иначе. Современному зрителю, пережившему свои кризисы, но ищущему скорее смыслы, чем констатацию упадка, такая постановка может казаться архаичной и даже вредной.

Рассказчик - Евгений Булдаков
166A8578.jpg

Очень важна социальная ответственность искусства. Сравните «чернуху» 80-90-х позднего СССР и новой России и американские фильмы с их почти обязательным хэппи-эндом, который ненавязчиво формирует оптимистическую идеологию: зло будет наказано, добро победит. Подобный подход, существовал и в СССР, где искусство должно было «вести, но не уводить» — как говорил Огурцов в «Карнавальной ночи». А до перестройки в СССР умели в идеологию.

Наташа - Алиса Шиханова, Хозяин - Алексей Терехов
166A9037.jpg

Сегодня театр оказывается на распутье: с одной стороны, он стремится сохранить историческую память, даже если она болезненна; с другой — должен отвечать запросам зрителя, который устал от безысходности. Где грань между правдой жизни и деструктивным воздействием? Может ли спектакль, лишённый морали и смысла, как кажется некоторым, чему-то научить?

Фёдор - Олег Парменов
166A8787.jpg

«В тишине» — это не «Гамлет» и не «Чайка», где глубины смыслов открываются с каждым новым прочтением. Это документ своей эпохи, жёсткий и беспощадный. Возвращение таких пьес на сцену — всегда риск: либо зритель примет их как напоминание о прошлом, либо отвергнет как трэш, лишённый актуальности.

Иван - Дмитрий Росляков
166A9074.jpg

Возможно, главный вопрос не в том, нужно ли ставить спектакли из 90-х, а в том, как это делать. Чтобы они не становились просто ностальгией по безнадёжности, а обретали новый контекст — и, может быть, даже надежду. Искусство не обязано быть утешителем, но оно не должно становиться и орудием отчаяния. Баланс — вот что ищет современный театр. И каждый такой эксперимент — часть этого поиска.

Наташа - Алиса Шиханова
166A9493.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: