Автор отзыва:
В Центре драматургии и режиссуры (зал на Соколе) идут премьерные показы новой постановки Владимира Панкова «Курьер». Основой для инсценировки стала одноименная повесть Карена Шахназарова, положенная когда-то в основу известного советского фильма, снятого им же.
Спектакль Панкова поставлен в фирменном стиле этого режиссера — с большим количеством музыки, массовыми сценами, в которых оживают сны героя, и с перетеканием реализма в гротеск, который во втором акте превращается в откровенную карикатуру. Главную роль — непутевого Ванечки Мирошникова, который предчувствует, что жизнь скоро изменится необратимо и нет смысла играть по старым правилам, — играет молодой актер Александр Фокин.
Можно поздравить ЦДР и театр вообще с рождением новой звезды: Фокин чрезвычайно талантлив, разнопланов, пластичен, прекрасно поет и приковывает внимание зрителей. А ведь ему приходится выступать на фоне ярких, известных и харизматичных актеров: сразу несколько ролей в спектакле играет Павел Акимкин, роль профессора Кузнецова в одном из составов исполняет Сергей Юшкевич (в другом — Дмитрий Мухамадеев), а роль отца Ивана — Андрей Заводюк (в другом составе — Андрей Казаков).
Если кто-то не знает сюжета, то вот он: родители Ванечки Мирошникова (оба они — учителя) развелись, и отец с новой красивой женой (Анастасия Цветаева/Аполлинария Волконская) уехал куда-то в Африку преподавать. Тут стоит отметить, что в советское время поездка за границу — любую — или работа за границей, даже учителем в школе при посольстве в какой-нибудь Гане или Гвинее, давали человеку некий особенный статус. Но непутевому Ванечке от этого статуса ничего не перепадает, кроме открыток, которые посылает отец.
Провалив экзамены в институт (не спасло даже знакомство матери с членом приемной комиссии), Ванечка, опять-таки по протекции, устраивается в журнал курьером. В его обязанности входит возить тексты авторам на сверку, а иногда возвращать непринятые рукописи. Идут 80-е годы, компьютеров еще нет, как нет и интернета, и тексты печатают на машинках, так что работа Ванечки по-своему важна.
Так он попадает в семью профессора Кузнецова, которая обитает в центре Москвы и жизнь которой сильно контрастирует с жизнью его собственной одинокой матери (Наталья Щукина/Светлана Кочеткова). Отметим, что в случае с Ваней и его семьей речь идет не о каких-то маргиналах, это советский средний класс, честные работящие люди, и хотя Ваня учился на тройки, он все же читает книги и многим интересуется. Но даже в таком качестве он не пара дочери Кузнецова Кате (Мария Роскошо/Надежда Мисякова), и его шансы войти в круг ее элитных друзей близки к нулю.
Многие моменты в спектакле требуют знания специфики советского времени — иначе, например, зрители рискуют просто не понять, что такого было в заветной мечте Кати ехать в спортивной машине с собачкой на сиденье и иметь белые зубы, и почему семья принялась ее осуждать. Непонятен будет и переполох, который вызвал вопрос о том, были ли приятели Кати в Париже. Но у тех, кто застал 80-е годы, контекст не вызывает никаких вопросов, как и немой герой спектакля — обыкновенный советский забор.
Сценография Максима Обрезкова, в которой типовой серый забор превращается в элементы жизни героев и повсюду следует за ними, великолепна и иронична. Костюмы советской эпохи иногда ей льстят — например, сапог красного цвета нельзя было достать ни за какие деньги (разве что из-за границы привезти). Но это мелочи, потому что "Курьер" Владимира Панкова является претендентом на звание лучшего спектакля сезона и определенно станет зрительским хитом.
Напоследок хотелось бы сказать несколько слов о площадке. Сцена на Соколе довольно длинная, и если сидеть с края в первых рядах, будет неудобно следить за действием, когда оно перемещается на другую сторону сцены. Лучше садиться ближе к центру или чуть дальше от сцены. Кроме того, в зале довольно душно, и дамы смело могут брать с собой веер.
Фото с сайта театра