Автор отзыва:
Имя Рудольфа Нуреева ещё долго будет с восторгом произносится всеми любителями балета. Гениальный танцовщик на сцене. Но каким же он был в жизни? Об этом рассказывает спектакль "Прыжок в свободу" Театра Сергея Янковского.
Театр Сергея Янковского находится в Санкт-Петербурге. В Москве театр дал спектакль на сцене Театра Терезы Дуровой. И огромный зал был полон. Случился настоящий аншлаг. Это был трёхсотый спектакль.
Книга "Автобиография. Вместе с Нуреевым", по коорой поставлен спектакль, представляет собой воспоминания французского балетмейстера Ролана Пети и сокращенную версию "Автобиографии" Рудольфа Нуреева.. В спектакле Сергей Янковский от первого лица описывает жизнь танцовщика, начиная с самого детства.
Это моноспектакль Сергея Янковского иногда прерывающийся выходом артистов балета для демонстрации партий из разных балетов: "Жизель", "Тарас Бульба", "Кармен" и других.
Янковский держит зрителя. Он не только рассказывает, он общается со зрителями, шутит и подкалывает их по истории балета. Он ведёт себя иронично-нагло, каким и был сам Нуреев, который был отнюдь не пай-мальчиком, а с детства утверждал сам себя и был непохожим на других.
Янковский показывает, как ковалась та сталь характера актёра, которая и помогла ему стать великим. Будь то драки в детстве, непонимание сокурсников в юности, холодное отношение власти в молодости и пробивание себя для западной публики в зрелости. Он победил, он выиграл.
И именно таким самоуверенным и циничным показывает Нуреева Сергей Янковский. Он не просто циничен, но и эксцентричен с его взрывным характером. При этом на сцене нет декораций и весь взрыв эпицентра чувств зрителей достигается мастерской игрой Янковского. И отдельно хотелось бы отметить его великолепный степ.
Но, на мой взгляд, второе действие можно было и не делать, а остановиться на первом, где Нуреев совершает свой прыжок в свободу, пробивая бумажное стекло. Здесь можно было поставить точку. Зачем показывать его жизнь во Франции с допросом, где ему пытаются поставить в вину сотрудничество с КГБ, его угасание от болезни и уход, совершенно непонятно.
Мне кажется, что в спектаклях о знаменитостях надо показывать их яркую сторону, а не доводить до того, как человек умирал. Герой должен быть всегда в зените славы. И во втором действии спектакль теряет динамику. Там начинаются размышления Нуреева каким должен быть театр, что ведёт к затянутости. И зачем в этом спектакле мат? На него вполне можно было бы водить детей, которые узнавали бы историю великого танцовщика. Но нет. Это 18+. И зачем в спектакле песни в исполнении Сергея Янковского, если поёт он плохо? Если они нужны, то можно было включить фонограмму французских певцов.
На мой взгляд спектакль хороший, но, в силу вышеперечисленных обстоятельств, неровный. Безусловно, многие узнают много нового из биографии Нуреева и будут обсуждать это после спектакля.
Фото: Михаил Брацило / Москультура