"Моя жизнь" в ШДИ

Автор отзыва: 

Моя жизнь. ШДИ

Чехов - удивительный писатель: он не перестает меня поражать! Не все у него читала, потому особенно радостно узнавать что-то новое. Спектакль "Моя жизнь" в Театре «Школа Драматического Искусства» по одноименной повести Чехова - то самое новое и удивительное, совершенно иной для меня Чехов.

Постановка состоялась в в рамках Молодежной программы для начинающих режиссёров, и в этом сезоне посвящена творчеству Антон Павловича. Режиссёр и автор инсценировки Данила Акутин, выпускник "Театральной школы Олега Табакова". Руководитель программы - Глеб Черепанов.

Повесть Чехова мне показалась не простой для постановки: нужно было переработать текст для сцены, выявить основные линии, не потеряв главного. Перед нами вечное противостояние отцов и детей, поиск своего "я", своего места в жизни.

Главный герой Мисаил (в исполнении Андрея Харенко) - сын губернского архитектора (человека чёрствого и недалёкого, кичащегося своим дворянством и положением в обществе) увлекся темами народничества, модными в то время благодаря Льву Николаевичу Толстому. Мисаил идет против воли отца и вместо карьеры канцелярского клерка становится маляром, пытаясь воплотить в жизнь идеи благотворности физической работы. Такое поведение приводит к разрыву с отцом, однако среди местного дворянства поведение Мисаила вызывает интерес, и его начинают воспринимать, как «самого интересного человека в городе». Дочь инженера Должикова — Маша (Анна Чепенко) разделяет увлечения Мисаила, и через некоторое время молодые вступают в брак.

Арина Федосенко играет сестру Мисаила, Клеопатру, по сюжету девушка также жаждет свободы от папеньки, но не может противостоять воли отца так явно, как ее брат. Эта невозможность до конца уйти из-под влияния отца приводит к трагическим последствиям. Клеопатре я сочувстовала больше всего, актрисе Арине Федосенко удалось с первых минут спектакля передать терзания девушки: она и брату сочувствует, но боится отца и осуждения общества, хотя в какой-то момент ей придется делать выбор.

Виктор Иванович, Редька, Доктор Благово, мужская фигура - все эти роли исполняет актёр Фёдор Леонов и исполняет мастерски! Я до половины спектакля полагала, что это все разные люди, хотя помнила, что в начале представили всего четырех актеров.

Сергей Ганин, отец Мисаила и Клеопатры, всегда появляется только на экране в видео диалогах со своим сыном. Этот прием включения кино в спектакль помогает разделить миры дворянства и народа, отцов и детей. Хотя эти миры сосуществуют в рамках одного сценического пространства, они далеки друг от друга, как бы скроены из разного текста, и диалог практически не возможен. Кино вызывает чувство чего-то далекого, мертвого, лишенного цвета и жизни, объема.

Мир Мисаила, наоборот, пластичен и подвижен. В качестве декораций всего 4 ящика-шкафа, наполненных одеждой. Сними любое платье или костюм и стань кем хочешь! Но насколько легко поменять свою жизнь? Меняешься ли ты, сменив платье? Мисаил, снимая дворянский сюртук, как бы открывает свою суть, становится тем, кем хотелось бы быть. Но для остальных героев будет ли также? Насколько философия Толстого применима ко всем?

Мне кажется, и об этом тоже хотел поговорить Чехов, мягко намекая, что у каждого свой путь. Но главное, чтобы человек понимал свое предназначение и не боялся быть верным себе, несмотря на жизненные обстоятельства и мнение окружающих.
Все актеры играли прекрасно, такие молодые и такие талантливые!

Фото: Наталья Чебан

Раздел: 

Метки: