Автор отзыва:
В прошлое нельзя вернуться. Но в него можно заглянуть, пройдя по туннелю времени. Креативное пространство выставки "Первая позиция. Русский балет" позволяет это сделать.
Создатели выставки представили ее в виде двухактного балета ("Первая позиция") в восьми картинах, по четыре в каждом акте, с прологом и эпилогом. Для себя я также поделила выставку на две части. Первая часть - это история русского балета: от первого спектакля и до наших дней. Два временных отрезка: до и после "Русских сезонов" Дягилева. Вторая часть - открытое образовательное пространство.
Символически отправной точкой в истории русского балета считается 16 февраля 1672 года. В этот день при дворе царя Алексея Михайловича были показаны сцены из оперы-балета "Орфей и Эвридика". Менялись эпохи, правители, менялся и русский балет. Три с половиной века развития, становления и укрепления искусства, ставшего визитной карточкой и национальной гордостью русской культуры.
Шаг за шагом мы окунаемся в историю великого искусства балета.
В 1718 году выходит "Указ об ассамблеях". И с этого момента европейская танцевальная культура становится неотъемлемой частью социальной жизни России. В 30-е годы XVIII века в Россию приезжает Жан
Батист Ланде, при непосредственном участии которого 4 мая 1738 года была основана Придворная танцевальная школа — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа», ставшая впоследствии Императорским театральным училищем (ныне — Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой). А 30 августа 1756 года принято считать официальной датой появления структуры Императорских театров.
Каждый шаг, каждый этап развития русского балета организаторы, создатели выставки определяют одним из движений классического танца. Так эпоха Александра I сравнивается с диагональю BRISE, когда балерина на относительно низком прыжке преодолевает сцену, а ее ноги совершают легкие заноски, создавая иллюзию стремительного полета.
Правление Александра II - это TOURS CHAINES, при исполнении которых ноги танцовщика плотно прижаты друг к другу, однако за счет едва заметных шажков происходит движение вперед, а при достаточно высокой скорости они могут напоминать вихрь.
А эпоха Николая I ассоциируется у создателей выставки с GRAND BATTEMENT JETE, когда вытянутая нога бросается вверх и возвращается в пятую позицию в четком ритме марша. Но в то же время напоминает PAS DE BOURRE BALLOTE. Небольшие шажки, которые заканчиваются открытием ноги в разные направления.
Большую часть экспозиции составляют эскизы декораций, костюмов, зарисовки спектаклей. Например, нарисованные акварелью балетмейстером А.А.Горским схематические изображения фигур и групп.
Если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть танцующих балерин. Глядя на эти картинки я пыталась представить какому фрагменту балета "Спящая красавица" они соответствуют.
Здесь же эскизы декораций и костюмов, выполненные известными театральными художниками: Л.Бакстом, М.Бобышевым, К.Коровиным и другими.
И конечно, костюмы. Сценические и репетиционные.
Представленные на выставке инсталляции знакомят зрителей с техническими возможностями театра прошедших эпох, а также открывают неизвестные страницы известных спектаклей. Например, кинетическая инсталляция балета «Корсар» демонстрирует его заключительную часть и воссоздает атмосферу театральной машинерии XIX века. Посетители наблюдают работу театральных механизмов, как будто бы находясь «с обратной стороны» сцены, и видят все то, что всегда было скрыто от глаз зрителя.
А инсталляция-реконструкция 2-ой картины 1-го акта балета "Лебединое озеро" напоминает, что сцена знакомства Принца и Одетты в постановке 1895 года была совершенно иной. Тогда принц охотился с друзьями, а Одетта была окружена девушками-лебедями. С 1933 года этой сцены больше нет, принц охотится один, а встреча Одетты и Зигфрида происходит наедине, без других заколдованных девушек.
В инсталляции "Удиви меня" представлены декорации из наиболее известных балетов "Русских сезонов":«Петрушка» и «Шехеразада», «Князь Игорь» и «Весна священная», «Жар-птица» и «Павильон Армиды», Синий бог» и «Послеполуденный отдых фавна». В центре инсталяции знаменитая фраза «Удиви меня», сказанная Сергеем Дягилевым Жану Кокто, когда тот пытался найти способ войти в коллектив антрепризы Русских сезонов.
Двигаясь дальше по туннелю времени мы попадаем в полумрак небольшой комнатки, где представлены некоторые работы известного придворного живописца, фотографа, пионера уличной фотографии Альфреда Рудольфовича Эберлинга. Его главной страстью был балет.
В 1907 году Эберлингу было заказано большое полотно «Храм Терпсихоры», для которого ему позировали Анна Павлова, Матильда Кшесинская и Тамара Карсавина. Последняя позировала Эберлингу "ню". По словам современников, балерину и художника связывали не просто теплые отношения.
Следующая часть экспозиции посвящена эпохе великих дягилевских сезонов. Это центральная часть экспозиции первого этажа. Она начинается с поезда, за окном которого мелькают просторы России, Европы и Америки. Начиная с 1908 года и до конца 1920-х годов импресарио Сергей Дягилев привозил русские балеты и оперы на сцены ведущих театров Парижа, Лондона, Чикаго и других городов. Во время путешествий Дягилев и артисты труппы много пользовались поездами. Они были частыми пассажирами легендарного состава - Восточного экспресса (Orient-Express), который курсировал между Парижем и Константинополем (Стамбулом) с 1883 года.
Удивительно... На табличке рядом с экранами, на которых сквозь мелькающие пейзажи, проявляется изображение танцующей Тамары Карсавиной, о ней ни слова. Есть про А.Павлову, В.Нижинского. А о балерине, которая много лет была звездой "Русских сезонов", ничего не написано.
Ни слова не упоминают о ней и экскурсоводы. По крайней мере я не слышала ни от одного из тех, чьи рассказы мне удалось послушать. Даже рассказывая о костюме Жар-птицы для одноименного балета И.Стравинского, где главную партию танцевала Тамара Карсавина, говорят о Л.Баксте (авторе эскиза), Т.Ногиновой (авторе реконструкции), а о балерине ни слова.
Хотя многие критики и балетоведы именно Карсавину считают подлинной звездой балетов Дягилева. В 1930 году, на открытии Мемориальной выставке в галерее Claridge Galleries, известный британский балетный критик Арнольд Л. Хаскелл сказал: "Для многих из нас балет Дягилева - это Карсавина, без нее не было бы такой выставки".
Пройдя сквозь коридор, мы попадаем в зал, рассказывающий о дягилевских "Русских сезонах", которые оказали огромное влияние на весь мировой балет. Ведь спустя годы именно "осколки" труппы Дягилева стали основоположниками ведущих школ Англии, Франции, Америки и Канады.
Из интересного, хотя тут интересно все, афиши "Русских сезонов".
Трико В.Нижинского
И неожиданный, его же, автопортрет.
Эскизы декораций и костюмов к балетам антрепризы.
Костюмы: оригинальные и реконструированные.
А.Бенуа. "Петрушка" Костюм Е.Максимовой (Балерина)
Бюсты, статуэтки...
Знаменитый слепок с ноги Анны Павловой
А рядом, не менее известный костюм "Умирающего лебедя"
Несколько ступенек и мы перед кассами театра, билеты в который все проданы.
А дальше снова туннель времени, в котором мы возвращаемся в эпоху рождения и становления советского балета, с его поисками нового и возвращение к классике, взлетами и падениями, успехами и триумфами.
Начало 20-х годов создателям выставки напоминает TOURS PIQUES по кругу, когда балерина в стремительных вращениях движется по кругу, создавая подобие вихря. Это период возникновения нового танцевального языка, построенного Ф.Лопуховым на акробатических движения; раскрепощенная, почти эротическая, пластика К.Голейзовского. Танцсимфония "Величие мироздания", балеты "Красный вихрь", "Ледяная дева" и "Болт" Ф.Лопухова, "Иосиф Прекрасный" К.Голезовского, "Золотой век" В.Вайнонена и Л.Якобсона стали результатами поиска новых хореографических решений и воплощений.
Последовавшая затем эпоха драмбалета напоминает GRANDS PIROUETTES À LA SECONDE EN DEHORS, когда танцовщик может вращаться быстрее, медленнее, сделать 4, 8 или 16 оборотов, но все равно стоит на месте.
«Красный мак», «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Светлый ручей», «Аистенок», «Ромео и Джульетта».
Возвращение, переосмысление классических балетных сюжетов. Первые гастроли, заново открывшие миру русский балет. Новые имена выдающихся хореографов и танцовщиков.
В.Мухина. Балерина Марина Семенова
Невероятный подъем балета 60-х годов. Мы первые в космосе и первые в балете. На совместном фото — Юрий Гагарин и Майя Плисецкая.
Этот период создатели выставки соотнесли с SOUBRESAUT - прыжком, во время исполнения которого артист взмывает вверх с небольшим прогибом назад и зависает ненадолго в воздухе.
Отдельная страница истории советского балета посвящена двум великим хореографам советской эпохи: Леониду Якобсону и Юрию Григоровичу.
Их хореография сравнивается с GRANDE SISSONNE OUVERTE В I ARABESQUE - прыжком, в котором артист из пятой позиции взлетает вверх в положение I arabesque и в нем же приземляется.
Через небольшую комнатку в советской квартире, где на экране телевизора "Рубин" идет балет "Лебединое озеро" мы, продолжая движение по туннелю времени, попадаем в эпоху современного балета.
На стендах, расположенных по обе стороны коридора - звезды российского балетного искусства.
Поднявшись по лестнице, перила которой отдаленно напоминают балетный станок, мы оказываемся в большом открытом пространстве, где главенствующее место отдано ШКОЛЕ и создателю системы обучения классическому танцу Агриппине Яковлевне Вагановой.
В зале представлены личные вещи А.Вагановой. Ее концертные костюмы, сумочка и игральные карты, принадлежащие Агриппине Яковлевне. Пенсне, накидка, балетные туфли и многие другие.
Книга "Основы классического танца" с пометками автора.
С противоположной стороны, благодаря современным техническим возможностям на нескольких отдельно стоящих экрана можно понаблюдать за тем, как проходит урок классического танца.
Здесь же можно узнать технические подробности исполнения одного из сложнейших балетных движений - фуэте. А также познакомится с позициями рук и ног в классическом танце.
Как я уже писала, второй этаж - это большое образовательное пространство, где прошлое переплетается с настоящим. Где рядом с архаичными предметами в креативном пространстве выставки соседствуют технологии будущего. Следующий небольшой зал, названный «Анатомия балета», с помощью специально созданных для выставки мультимедийных инсталляций с анатомической точностью демонстрирует работу мышц и специфику исполнения некоторых балетных pas. Кто-то проходит этот зал мимо, лишь мимоходом бросая взгляд на экраны, кто-то задерживается надолго.
Мне, например, было интересно узнать, с какой скоростью совершается прыжок GRAND JETE PAS DE CHAT, на какой высоте он проходит и сколько калорий при этом тратится. Ведь танцую на сцене или репетируя в зале, мы об этом не думаем. А тут все подробно разложено по полочкам.
Предпоследний зал выставки рассказывает о трансформации балетного костюма. Здесь тесно переплелось прошлое и настоящее балетного костюма.
Усложнение хореографической лексики оказывало влияние на крой костюма. Вместе с костюмами изменялась и обувь танцовщиков. Но базовые вещи оставались неизменными.
Е.Зайцев. Костюмы Рубинов и Изумрудов из балета "Драгоценности"
В экспозиции выставки рядом соседствуют костюмы созданные в прошлом веке и современные работы, балетный костюм и платья для подиумов. В креативном пространстве выставочного зала нет ничего невозможного.
Б.Волков. Костюм Г.Улановой. Балет "Жизель"
Последний зал выставки посвящен символу всего мирового хореографического искусства - балету "Лебединое озеро». Мне кажется, что если первого попавшегося на улице человека попросить назвать любой балет - это будет именно этот спектакль.
В зале, названном Лаборатория «Лебединого озера», рассказывается и о самой первой постановке балета, премьера которого состоялась почти за 20 лет до знаменитого шедевра Петипа-Иванова. Впервые балет "Лебединое озеро" в версии Вацлава Рейзингера зрители увидели в 1877 году, но хореография была оценена как посредственная.
Домашние туфли и цилиндр П.И.Чайковского
Балет в хореографии Петипа-Иванова был представлен публике в 1895 году и уже почти полтора столетия идет практически на всех мировых сценах, вдохновляя современных хореографов на новые версии, прочтения, трактовки.
На 10 экранах можно увидеть 10 разных версий знаменитого балета.
О выставке можно еще много и долго рассказывать. А уж показывать и того подавно. Более 1000 экспонатов, среди которых есть уникальные подлинные, представленные 40 музеями, архивами и библиотеками Санкт-Петербурга, Москвы и регионов России.
Ни одна страна не подарила миру столько мастеров балета, чьи имена навсегда вписаны в историю хореографического искусства. Балет является национальной гордостью и «визитной карточкой» российской культуры.
Креативное решение пространства выставки "Первая позиция. Русский балет" дает посетителям возможность заглянуть за кулисы театра, соприкоснуться с миром балета и почувствовать его красоту.
Выставка продлится до 21 мая.
Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1