Автор отзыва:
Неделю назад в Большом дворце музея-заповедника Царицыно открылась выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России».
"Открывается" выставка «Хождением за три моря» Афанасия Никитина. Оригинальный текст XV века не сохранился. Представленный на выставке список, датируется второй четвертью XVI века.
Далекая Индия, в те времена представлялась живущим в России страной сокровищ и чудес. Интерес к этой далекой и загадочной стране побуждал к путешествиям и исследованиям.
В России к концу XIX века складывается собственная научная школа индологии и буддологии, выходят переводы древнеиндийских текстов на русский язык с санскрита и пали.
В это же время постепенно утверждается вкус к ярким и самобытным индийским предметам: кашмирским шалям, прозрачным муслинам, драгоценной парче, холодному оружию и другим диковинам. Эти изделия служили образцами для творчества русских художников декоративно-прикладного искусства.
Возникает интерес к целенаправленному коллекционированию изделий индийских мастеров. Их привозили в Россию не только путешественники, но и учёные-востоковеды: И.П. Минаев, М.С. Андреев, С.Ф. Ольденбург, B.Г.Тардов и другие. Вещи, собранные ими в различных регионах Индии, позже стали основой различных музейных коллекций.
На выставке представлено более 400 редких и даже уникальных экспонатов. Например, миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы. Сохранились они благодаря русскому коллекционеру Петру Щукину, к которому они попали через Алексея Морозова. А тот, в свою очередь, купил их в 1906 году на ярмарке в Нижнем Новгороде у персидских купцов.
Среди экспонатов картины Василия Верещагина, который дважды, в 1874-1876 и 1882-1883 годах, совершил путешествие в Индию и был покорён красотой природы и древней самобытной культурой.
Во время путешествия на Восток в 1890-1891 годах, цесаревич Николай Александрович, будущий последний российский император, провёл в Индии 49 дней. Он обьездил практически всю страну, а собранные им коллекции в 1906 году поступили в Кунсткамеру. Среди них - редкие образцы оружия, приобретённые цесаревичем или полученные им в качестве даров. Как атрибут и символ власти, оружие в Индии входило в число регалий и потому считалось достойным подношением царственной особе.
Один из залов выставки посвящён открытию русской культурой ценности религиозного и философского наследия Индии. Рубеж XIX-XX столетий и последующие годы - время кризиса позитивизма и осознания ограниченности мировосприятия, основанного на «трёх китах» европоцентристского сознания: разуме, достижениях науки и идее прогресса.
Обращение к Востоку, и прежде всего к Индии, родине буддизма, древних брахманистских учений и йоги, открывало для того поколения новые возможности в осмыслении бытия и вселяло надежду на духовное обновление. Редкие книжные издания и арт-объекты, представленные в зале, иллюстрируют интерес к учениям индуизма и буддизма, который так ярко проявился в России в 1870-1910-е годы. Среди экспонатов - полотна Николая Рериха, литографии индийского цикла Василия Ватагина, графические фантазии Андрея Белого и привезённые из Индии русскими учёными и путешественниками произведения искусства, связанные с религиозными представлениями индийцев.
Особое место в истории русской культуры занимает выдающийся художник, литератор, путешественник, общественный деятель и мыс- литель Николай Рерих. Главным смыслом его жизни стало исследование и художественное претворение духовного наследия Индии. Его собственный «великий индийский путь» начался в конце XIX века, когда он увлёкся буддизмом и ведантой. Вместе с женой Еленой Рерих он создаёт собственное религиозно-философское учение живой этики, или агни-йоги. Он изучает историю и художественные традиции Азии, создаёт картины на мифологические, религиозные и фольклорные сюжеты. В последние годы жизни Рерика лейтмотивом его живописи стали Гималаи - священные горы, отделяющие Индию от остального мира, символ Вечности и Чистоты.
Тема Индии вдохновляла не только художников и поэтов, но так же театральных режиссеров и хореографов. В 1914 году драмой «Сакунтала» («Шакунтала») открылся Московский камерный театр А.Я.Таирова. В основу спектакля легла древнеиндийская драма, преведенная с санскрита поэтом Константином Бальмонтом, побывавшим в Индии в 1912 году. Главную роль блистательно сыграла Алиса Коонен. В 1979 году балет «Шакунтала» на музыку Сергея Баласаняна был поставлен А Чичинадзе в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Первыми исполнителями главных ролей были Маргарита Дроздова и Вадим Тедеев.
Общепризнанным шедевром среди «индийских» балетных спектаклей на русской сцене стала «Баядерка», поставленная в 1877 году знаменитым хореографом Мариусом Петипа на музыку Л. Минкуса. На протяжении десятилетий менялись хореографические редакции, художники и стили оформления спектакля, но спектакль до сих пор остаётся в репертуаре российских театров и пользуется признанием зрителей. В 1889 году Петипа вновь вернулся к индийской теме - в балете «Талисман», который не одно десятилетие успешно оспаривал славу «Баядерки». В 1912 году русский балет «Синий бог» покорил Париж ориентальной красотой индийской легенды и фантастически красивыми костюмами Л.Бакста. Этот спектакль был поставлен труппой «Русский балет Дигилева» в театре Шатле - либретто Ж.Кокто, в хореографии М.Фокина, который участвовал в нём и как танцовщик аместе с прославленными артистами В.Нижинским и Т.Карсавиной.
Впервые на выставке экспонируется великолепный шёлковый костюм - подлинно индийский, а не балетный. Его преподнесли советской балерине Майе Плисецкой от имени Джавахарлала Неру в Концертном зале имени П.И.Чайковского в июне 1955 года. Этот памятный дар индийского лидера был знаком признания таланта балерины и благодарностью за её выступление в Индии в 1954 году. Рядом в витрине - костюмы Галины Степаненко, Надежды Грачевой и балетные туфли Николая Цискаридзе.
В 1981 году в Большом театре хореографами Ю.Папко и Ю.Скотт был поставлен балет "Индийская поэма", в основу которого лег сюжет древней кашмирской легенды. К сожалению, создатели выставки о нем забыли, хотя возможно просто не сочли нужным упомянуть. Первой исполнительницей партии Бахор была Народная артистка СССР - Нина Тимофеева.
Не обошли стороной Индию и оперные режиссеры. В 1885 году в Московской частной русской опере Мамонтова состоялась премьера оперы Лео Делиба «Лакме». В 1889 году в России поставили оперу Жоржа Бизе «Искатели жемчуга». На русском языке она впервые прозвучала в 1903-м на сцене Большого театра в Москве, в роли Надира блистал Леонид Собинов. Особый интерес представляют ныне практически забытые «индийские» оперы, созданные русскими композиторами. Премьера оперы А.Г.Рубинштейна «Фераморс» на сюжет романтической поэмы Томаса Мура «Лалла Рук» состоялась в России в 1898 году. Ещё одна забытая опера - «Наль и Дамаянти» композитора А.С.Аренского, написанная на сюжет из «Махабхараты» была поставлена в 1908 году. Уже в советское время, в 1960 году, в Москве на сцене Центрального детского театра был создан спектакль «Рамаяна». Это была первая и единственная постановка в России древнеиндийской эпической поэмы. Каждую сцену предварял танцевальный «эпиграф», поставленный хореографом В.Бурмейстером. Спектакль оставался в репертуаре театра более 20 лет.
Один из залов выстави посвящен советской мультипликации. Удивительная Индия, созданная советскими мультипликаторами в середине XX века, жила на экранах и в мечтах нескольких поколений детей. До сих пор образы этой сказочной страны - джунгли, населённые добрыми и злыми зверями, отважный и ловкий Маугли, таинственные древние храмы с погребёнными в них сокровищами - волнуют и будят воображение. В зале представлены авторские эскизы к трём замечательным мультипликационным лентам, выпущенным киностудией «Союзмультфильм» в 1950-1960-е годы. Самая ранняя из них - «Золотая антилопа» (режиссёр Лев Атаманов, художники Александр Винокуров и Леонид Шварцман), снятая в 1954 году по сюжетам народных индийских сказок. Фильм 1967 года «Маугли», созданный по мотивам «Книги джунглей» Редьярда Киплинга режиссёром Романом Давыдовым и художниками Александром Винокуровым и Петром Репкиным, на долгие годы стал настоящим хитом. Третий фильм - «Рикки-Тикки-Тави» режиссёра Александры Снежко-Блоцкой, замечательно отрисованный Максом Жеребчевским, вышел на экраны в 1965 году. Эти светлые и радостные мультики - яркие свидетельства того, как талантливо отечественные художники перевели образы и смыслы далёкой чужой страны на язык советской ментальности, с её особой эстетикой, нравственными ориентирами и идеями интернационализма.
В витрине среди экзотических растений «живут» индийские звери: гималайский медведь, тигр, пантеры и обезьяны - скульптуры, выполненные в дереве и бронзе известным анималистом Василием Ватагиным, который единственный из россий- ских скульпторов начала XX века совершил в 1913-1914 годах путешествие в Индию.
На экране - можно увидеть фрагменты мультфильмов.
Следующий зал выставки посвящён политическим, экономическим и культурным взаимоотношениях двух стран, которое началось в 50-е годы. Визиты главных лиц государств, обмен делегациями и кудожественными выставками, гастроли советских и индийских артистов. Экспонаты зала - произведения индийского искусства XX века из фондов Государственного музея Востока. А так же работы советских графиков, скульпторов, художников, совершавших в 1950-1980-е годы творческие поездки по дружественной стране.
Образы Индии, её искусство и ремёсла, товары и киногерои стали частью культуры повседневности, влияя на вкусы и потребление товаров.
Вы никогда не были в Индии? Не беда. Это можно легко исправить, отправившись в виртуальный тур. Для этого нужно удобно устроиться в одной из кибиток, грумённых экзотичесмими товарами и посмотреть видеосюжет о нашем современнике Андрее Попове, который путешествовал по Индии в поисках секрета древних кузнецов и оружейников; или прекрасные работы индийского фотографа Маноджа Кумара Джайна - о природе, людях и ритуалах индуизма. Индия предлагает невероятные впечатления и новый опыт: вкусную еду, танцы, специи и украшения, практику йоги и аюрведы, древние памятники, прекрасные пейзажи и отдых на берегу окезна… Единственный музейный экспонат в этом зале - огромное полотно советского художника Дмитрия Налбандяна «Джайпур. Индия» (1974), впервые запоследние десятилетия покинувшее запасники Третьяковской галереи.
Самым действенным способом продвижения образов Индии в советском культурном пространстве стало кино. Индийские фильмы, появившиеся в широком прокате в 1950-х годах, покорили сердца миллионов советских эрителей.
С 1949 по 1991 год в Советском Союзе было показано болев 200 индийских кинолент. Сиятые в жанре музыкальной мелодрамы, они отвечали внутренним ожиданиям отечественного зрителя тех лет. Фаворитом стал фильм «Бродяга», снятый по канонам индийской социальной меподрами по сценарию Ходжи Аббаса режиссёром Раджем Капуром, который и сыграл в нем главную роль. Фильм и собрал 63,7 миллиона зрителей. В 1967 году вышел фильм В.Пронина и Х.Аббаса «Хождение за три моря» - первый совместный проект советских и индийских кинематографистов. В главных ролях снались молодые звезды Наргис и Олег Стриженов.
Выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России» - это возможность увидеть экспонаты из музеев Челябинска, Екатеринбурга, Иванова, частных коллекций. Всего в работе над выставкой приняли участие девятнадцать музеев, две крупнейшие библиотеки страны (Российская государственная в Москве и Российская национальная в Санкт-Петербурге), архивы древних актов (РГАДА) и кинофотодокументов (РГАКФД). Над проектом трудились специалисты из разных сфер гуманитарного знания: индологи, искусствоведы, историки театра.
Хотите увидеть Индию - отправляйтесь в Царицыно. Выставка продлится до 22 октября этого года.