«Враги. История любви» в «Современнике»

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Спектакль Евгения Арье идет уже более 10 лет, а оживить впечатления мне захотелось после того, как я увидела Сергея Юшкевича в роли Клавдия в «Шекспиргамлете» Евгения Марчелли (театр Моссовета). Нет, между ролью отчима нервного принца и маленьким человеком Германом Бродером, уцелевшим во время Холокоста, нет ничего общего — но именно это и интересно.

«Враги. История любви» основан на романе Исаака Башевиса-Зингера — еврея, который родился в польской части Российской империи, писал на идише, в 30-е годы из ставшей независимой Польши успел перебраться в США и в 1978 получил Нобелевскую премию по литературе. Сюжет книги — и спектакля — вроде бы прост: это история мужчины, который запутался в своих женщинах. Однако у этой истории есть предыстория, которая многое усложняет.

Жившего в Польше еврея Германа Бродера (Сергей Юшкевич) во время фашистской оккупации прятала польская служанка Ядвига (Алена Бабенко), и так он сумел спастись. Его жену и маленьких детей убили. После войны Герман и Ядвига перебираются в США и становятся мужем и женой. Однако, хотя Герман и не перестает испытывать к Ядвиге благодарности, отношения с ней его по разным причинам тяготят, и он заводит роман с яркой Машей (Светлана Иванова). Маша сама замужем, но всерьез заявляет на него права и хочет, чтобы он бросил жену — которая, в свою очередь, сообщает перебивающемуся случайными заработками мужу, что беременна. И как будто этого мало, Герман узнает, что его жена Тамара (Евгения Дмитриева), которую он считал умершей, на самом деле жива.

В книге жестче обозначена враждебность внешнего мира, которая давит на Германа и не дает ему обрести свое место в жизни. В спектакль это не вошло, зато вошли отношения героя — и со своими женщинами, и с окружающими (из которых прежде всего хочется отметить Ламберта, которого играет Александр Раппопорт). Случай Ядвиги (Алена Бабенко в этой роли великолепна) — это, в общем, история всех женщин, которые думают, что ради гармонии отношений следует изображать из себя половик для вытирания ног: как половик тебя используют, а как женщину уважать перестанут. Маша (Светлана Иванова, одетая в красное платье в одной из ключевых сцен, наверняка вызывает аритмию у мужской части зрителей) — типичная роковая женщина, которой, возможно, стоило бы подыскать более подходящий объект для своих чар. И Тамара — все понимающая и почти все прощающая жена, часть прошлого героя, которое он не может забыть.

Помимо прекрасных актеров, следует отметить интересную сценографию спектакля (декорации почти все время в движении, что создает эффект стремительной, как в кино, смены эпизодов) и использование видео именно там, где оно необходимо — а не просто как дань моде, как бывает во многих спектаклях.

 

Фото с сайта театра

Раздел: 

Метки: