Автор отзыва:
10 сентября в культурном пространстве «Третье место» (г. Санкт-Петербург) открылась выставка инновационного искусства «Everplace NFT».
Накануне корреспонденты Василий Полежаев и Мария Новоселецкая встретились с участницей мероприятия - яркой представительницей российского и мирового метамодернизма цифровой художницей META RITE.
— Как появилась META RITE?
— Я родилась в Санкт-Петербурге в студенческой семье. Родители учились в Академии Художеств на архитектурном факультете, поэтому все детство я провела среди макетов и отмывок, наблюдая огромный желтый стол, за которым постоянно кипела жизнь. Обрезки бумаги, акварель, кисти, книги по искусству… Помню несколько коробок, стоявших в шкафу и наполненных новыми художественными материалами, одним из моих хобби было их перебирать и рассматривать. Самое интересное, что став в итоге цифровым художником, я почувствовала невыразимую легкость бытия из-за того, что мой творческий процесс переместился в невещественное пространство. Больше не нужно усмирять творческий хаос в мастерской, покупать краски и натягивать холсты. Планшет и стилус позволяет разворачивать виртуальную мастерскую в любом месте, в любое время, с помощью минимального количества инструментов.
Несмотря на то, что я пошла по стопам родителей и закончила художественный лицей при Академии Художеств, к концу обучения я не видела себя художником. Нас научили рисовать, но оказалось, что этого мало. Всерьез о художественной деятельности я задумалась только в 2015 году, когда мы с моим другом создали журнал METAMODERN, посвященный историческому периоду, следующему за постмодернизмом. В тот момент вокруг нас кипела интеллектуальная жизнь, формировались мнения, разгорались жаркие споры. Да, было непросто, лавина критики накрывала с головой, но было ощущение, что сейчас мы набрасываем сырую форму контуров будущего, помогаем оформляться тому, что висит в воздухе. Я стала пробовать переводить это самое «висящее» чувство не только в тексты, но и в визуальную форму. Так появилась художница META RITE.
— Мой стиль зарождался в ДДТ Петроградского района. Я сидела в доме детского творчества с синим карандашом и листами А4, ждала ребенка с занятий и искала свой пластический язык. Сейчас, если открыть ту старую папку, то можно найти в ней прародителей моих синих динамических линий и цифровых структур. Но на тот момент моим единственным оружием были аналоговые бумага и холст. Потратив на одну масляную картину полгода, я жестко приземлилась - мне были нужны детально прописанные холсты большого размера, а быстро генерить их оказалось нереально. Долго сохнущий лак, короткий световой день, куча нюансов связанных с масляной живописью не добавляли мне скорости.
Сложную дилемму быстроты и качества решил айпад. Когда он появился, я рассматривала его как технологичную игрушку, планов уходить в диджитал-арт не было от слова совсем. Но все хорошее - затягивает. И вот я сижу в коридорах дома творчества уже не с бумагой, а с планшетом, облепленная детьми, которым хочется посмотреть как «тетя рисует», ведь на планшете обычно только мультики показывают.
— Как ещё повлияли на ваше творчество современные технологии?
— Я долго работала в стол и только в 2017 году завела инстаграм, сразу загрузив туда пачку работ в виде «полотна», где каждая картинка ритмически продолжала за другую. Кстати, люблю нежно этот прием - за счет него аккаунт выглядит как выставочное пространство, где нет ничего случайного. Долгое время инстаграм и был моим единственным выставочным пространством и пробыл бы им еще дольше, если бы не бум NFT. Представить себе 5 лет назад масштабные выставки цифрового искусства практически невозможно, никто не хотел заморачиваться с арендой или покупкой экранов для демонстрации. Хайп вокруг NFT сделал цифровых художников видимыми, один за одним стали прилетать приглашения поучаствовать в выставках и проектах. Забавный кейс - весной 2021 года я даже не думала о том, чтобы выставляться, а осенью 2021 за моими плечами 6 выставок, несколько коллабораций, участие в конференциях и демонстрация работ на самом большом медиафасаде Восточной Европы в Казани площадью 3.500 м².
— Обратную связь по поводу своих работ я слышу чаще всего в инстаграме, обычно она звучит так: «О, я никогда такого не видел!» Думаю, это важная вещь для любого творческого процесса - создать мир, которого до тебя не было. Также в плане получения положительного фидбека запомнилась моя первая групповая выставка. Это былa ярмарка цифрового искусства Disartive 2021 в рамках конференции ЦИПР. В ней участвовали около 50 цифровых художников с 70 работами, было много ярких ребят, с которыми мы дружим до сих пор. В последний день конференции к нам пришла Ольга Пивень, фаундер ЦИПР, села в кресло перед трехметровыми экранами, на которых экспонировались наши работы и поделилась, что ее мечта - завершить конференцию, сесть с шампанским в нашу зону и наслаждаться цифровым искусством. Я участвовала в выставке с работой META GIRL, в ходе общения оказалось, что это любимая работа Ольги на Disartive. Когда тебя так отмечают организаторы, благодаря которым ты попал на мероприятие, это особенно ценно.
— Осень - пора выставок. Планируете что-то показать?
— Моя ближайшая выставка пройдет в Санкт-Петербурге, экспозиция будет работать с 10 сентября по 9 октября в культурном пространстве «Третье место». Участвую с работой «Сила Невесомости», в этом названии есть прямая отсылка к Казимиру Малевичу.
Мало кто знает, что слово «невесомость» ввел в обращение именно Малевич, вложив в него свое стремление к техническому прогрессу. «В человеке, в его сознании лежит стремление к пространству, отрыву от земли. Новая моя живопись не принадлежит земле. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творческие пункты вселенной вокруг себя».
Вес для Малевича - это рамки, устаревшие формы, которые тормозят развитие. В этой работе я обращаюсь к конструктивизму, как к визуальному символу общего порыва преодолеть тяготение, выйти за рамки того, что предназначено человеку природой. Масштаб технической революции позволил нам сегодня перейти в компьютерно-сетевое искусство будущего, что, в свою очередь, является отрывом от всего прошлого опыта человека. Да и в повседневности мы тоже буквально парим в пространстве - за несколько секунд связываемся с человеком с другой точки планеты или мгновенно находим нужную информацию благодаря «нулю форм» – черному квадрату смартфона.
Меня часто спрашивают «Какое оно, искусство метамодерна»? И очень часто хочется ответить цитатой из книги «Цифровое компьютерное искусство» Сергея Ерохина: «Изменения, происходящие в искусстве с распространением цифровых технологий настолько значительны, а темпы этих изменений настолько высоки, что их философско-эстетическое осмысление не успевает за ними. Широкое распространение новых материалов и технических методов почти всегда совпадало с появлением новых форм искусства и устанавливало новые стандарты, смена материала зачастую знаменовала рубеж эпох и свидетельствовала о потрясении основ миропереживания, о коренных изменениях в системе художественного мышления. Переход к принципиально новому, "невещественному" материалу в рамках цифрового искусства знаменует как раз такую смену эпох».
Дело в том, что конкретизируя метамодерн до отдельных художников, ты всегда рискуешь стать жертвой вкусовщины, описывая же тренд глобально, ты говоришь о смене общего мироощущения, об опыте, который испытывает каждый из нас.
Фото: Мария НОВОСЕЛЕЦКАЯ