Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» открылась в Музеях Московского Кремля

Автор отзыва: 

Держава

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий». С той поры до 1917-1920 Россия не знала таких потрясений. Ведь, как гласит пресс-релиз выставки, «Отсутствие законного государя привело к большим бедствиям: во время голода при Борисе Годунове вспыхнули крестьянские восстания, появление Лжедмитрия и его непродолжительное царствование также закончилось кровопролитием».

Выставка проходит на двух площадках — в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. В Одностолпной палате дворца — как бы семейные истории русских государей в XVI веке, но и там среди личных вещей и семейных святынь, помещенных в щадящее освещение — преимущественно знаки и символы царской власти. Все экспонаты — отреставрированные или прошедшие профилактику.

Рюриковичи3

Экспозиция в Успенской звоннице (пристройке к колокольне Ивана Великого) — про человека, именовавшего себя «Дмитрий император» и оставшегося в истории как Лжедмитрий I. Кстати, обратите внимание, что именно самозванец первым понял, что Россия переросла статус простого царства.
Допрашивали повитуху и аптекаря, которые указывали, что этот Дмитрий ненастоящий, но интересы Папского престола и Польской короны заставляли признать его монархом.

Рюриковичи2

Второй зал выставки сделан примерно в стиле дворца Лжедмитрия, и поэтому его хочется поскорее покинуть. Если бы не два важнейших экспоната, которые помещены именно в этот зал, там долго бы не задержался. Но там — шапка Мономаха, первая корона Царей Всея Руси, которая постоянно хранится в Оружейной палате, но временно перенесена на выставку Рюриковичей. И там — первоначальная крышка раки убиенного подлинного царевича Димитрия, сделанная при первом из Романовых. Нетленные мощи царевича Димитрия лежат по соседству, в Кремле, в Архангельском соборе.

Во времена смуты было более полутора десятков самозванцев, среди которых три Лжедмитрия. Самозванцы продолжали появляться даже при Романовых — взять того же Емельяна Пугачева. А ведь казалось бы, как хорошо всё начиналось при Иване III Васильевиче. А сколько возможностей образовалось в начале правления Ивана Грозного... Недаром после смутного времени при Романовых была воссоздана именно та форма государственности, что была и при последних Рюриковичах.

Рюриковичи4

И экспозиция начинается не просто с чего-то хорошего, а с духовного и военного триумфа, с казанской короны Ивана Васильевича (Иоанна Грозного), которой его венчали после взятия Казани. Заходишь в первую дверь и там — сразу она. Эта шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казани к Русскому государству. Ее изготовили ювелиры покоренного ханства — для нее использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку желтый сапфир.

Там же — парсуны (портреты). Там атласные покровы на гробы: на гроб князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и на гроб Ивана Васильевича, где на кайме выткано его иноческое имя Иона.

У выставки много партнеров (перечисленных на официальном сайте), потому что артефактов той эпохи осталось не много, и они разбросаны по разным собраниям.

Время проведения выставки: 6 апреля — 25 июля 2021. Билет — 500 руб для всех категорий граждан.

Текст и фото: Андрей Травин

Раздел: 

Метки: