Таинственная Монголия в Музее Востока

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Музей Востока

Монголия расположена в самом центре Центральной Азии. На протяжении веков на её просторах появлялись и исчезали, сменяя друг друга, народы и государства. В конце XII - начала XIII обитавшие в бассейне рек Онон, Керулен и Тола монгольские племена объединились под властью Чингисхана, сумевшего завоевать и подчинить себе полмира. Столица империи Кара-Корум поражала путешественников своим великолепием. После смерти Чингисхана империя распалась, однако бурные политические события мало отразились на культуре большей части населения, сохранявшего традиционный уклад кочевого скотоводства.

В XVI веке в мировоззрении монгольского народа происходят изменения, связанные с принятием буддизма, который оказал глубокое влияние на культуру Монголии.

02.

XVII-XIX века - время расцвета монгольского национального искусства, который был во многом определён выдающимся художником Дзанабадзара Гомборджийна, носившего почётный титул главы монгольского духовенства Ундур-гетен. Наделённый замечательными способностями, Дзанабадзар занимался фармакологией и астрономией, богословием и лингвистикой, поэзией и живописью, технологией бронзового литья и изготовлением досок для книгопечатания. Создавая скульптурные образы прекрасных по своей духовоной и физической природе существ, мастер подчёркивал в них то утончённое благородство, то ликующую жизненную энергию. Совершенство пропорций, отточенность поз и жестов сочеталось в них со стремлением передать и мягкую упругость тела, и трепет лёгкой улыбки, оживляющей лица персонажа.

03. Слева направо: Сита-Самвара; Амитабха - работа Дзанабадзара Гомборджийна; Авалокитешвара; Сьяма-Тара

Монгольская живопись, подобно скульптуре, была ориентирована на тибетские образцы, однако и в ней проявились характерные особенности, присущие монгольскому искусству - повышенная чуткость к декоративным возможностям цвета, его открытым мажорным сочетаниям. В мерцающем свете храмовых светильников, в окружении золотых и расписных статуй и сверкающей утвари иконы воспринимались как часть единого целого - храма-вселенной.

04. Наверху - Бегзе. Справа - Тракшад Наг-по

Большое распространение получили в Монголии не толко живописные, но и вышитые или исполненные в технике аппликации иконы. Части будущей аппликации, выкроенные из шёлка и парчи по лекалам, собирали вместе на ткани-основе и сшивали, маскируя швы тесьмой. Иконы-аппликации достигали размеров в десятки и сотни квадратных метров. Одним из центров создания скульптур и икон была Урга (ныне Улан-Батор). Здесь изготавливались также маски и костюмы для мистерии "цам" - представления, разыгрывавшегося дамами крупнейших буддийских монастырей. Театрализованная история распространения Учения была любимым праздничным зрелищем. На него собиралось почти всё население страны.

05. Женский головной убор

06. Майтрейя

07. Цзонхава; Олень

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: