Смерть Тушинского Машиностроительного Завода и НПО "Молния" - гордости советского авиастроения

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

НПО Молния

Я расскажу вам, как убивали и наконец полностью убили две гордости российского авиастроения - Тушинский Машиностроительный Завод и НПО "Молния". Во время войны здесь делали самолёты Як-7 и Як-9. Именно здесь доводился до ума легендарный "Буран". Именно здесь делали боевые ракеты. Здесь выпускали конструктор "Юность", который собирали дети всего Советского Союза. Здесь работали 10000 человек. Тут работали все мои родные. Здесь, в 149 ПТУ учился, а потом работал на заводе я. Больше этого нет. Легенду, работающую на оборону страны с 1932 года убили. Я предлагаю пройтись по бывшему секретному заводу и посмотреть, что же там было.

Началось всё в перестрелку-перестройку, когда Горбачёв плюнул на обороноспособность страны и, практически, перестал выделять деньги на "оборонку". Последней космической гордостью стал многоразовый "челнок "Буран". Я помню тот день 15 ноября 1988 года - запуск "Бурана" на космическую орбиту. Весь ТМЗ остановился и работники по телевизорам в цехах и кабинетах смотрели за полётом. И я помню ликование, когда всё прошло успешно. Сразу же снарядили гонцов за спиртным. Начальство не возражало. Это была действительно победа всех трудовых коллективов и огромная гордость за страну.

02.

Наверно я единственный, кто может рассказать, что было, когда один из "Буранов" был транспортирован из цехов ТМЗ в Парк Горького. Моя мама работала нормировщицей в гараже и рассказывала об этом. Когда пришёл приказ перевезти "Буран" в Парк Горького, то сказать, что был у всех шок, это ничего не сказать. Это была просто общая трагедия людей, работающих на заводе. Допуск на транспортировку изделия имели только два водителя. Когда одному из них сказали, что надо перевезти "Буран" на причал для доставки в Парк Горького, у того случился инфаркт. Пришлось срочно ехать на дачу за другим водителем. Первый водитель скончался через несколько дней.

03.

Развал завода начался при директоре Сурене Арутюнове. Надо сказать, что он сделал достаточно много для завода, но в новых политических реалиях, как и практически все "красные" директора, оказался человеком, который был за социализм только пока это было удобно. Тогда уже началось тотальное воровство на заводе и распродажа оборудования. Арутюнов умер у себя в кабинете, в рабочем кресле.

04. Один из цехов

Всех остальных директоров, которые менялись на ТМЗ, я считаю, надо привлекать к уголовной ответственности, причём не только за воровство, а за измену Родине. Как мне рассказывали рабочие, которые оставались на ТМЗ, ценнейшее оборудование вывозили просто фурами на продажу или просто на металлолом. С рабочими и инженерами не церемонились, платя им копейки и, вынуждая таким образом увольняться.

05. ПТУ №149 со стороны завода

Сейчас на территории ТМЗ находятся десятки фирмочек, есть даже школа бокса. Как я полагаю, здесь живут и работают мигранты.

06.

При этом охрана, которая таки повязала меня, требует пропуск. Хотя я прошёл через один из входов совершенно свободно. И очень просили не выкладывать фотографии. Но ничего секретного сейчас на территории завода нет, разве что мигранты. Полагаю, что именно этого и боится охрана. А, возможно, эти фотографии станут последними, которые показывают остатки былой мощи Советского Союза, и станут историческими. Ведь территрория завода исчезает прямо сейчас.

07.

Кроме того, здания на территории завода и НПО "Молния" начали сносить. Здесь будет очередной жилой комплекс, который намертво остановит улицу Свободы, Сходненскую, Фабрициуса, Новопоселковую и Лодочную улицы. Потому что на такое количество жителей местные дороги не рассчитаны. В центр ведёт только улица Свободы и никаких развязок больше спроектировать нельзя, ибо всё перекрывает канал.

08.

Но сносить цеха, превратившиеся в шалманы, надо. Былого величия уже не вернёшь, а рассадник преступности почти в центре Москвы надо прикрывать. Поэтому, прощайте ТМЗ и "Молния" - былое величие прекрасной страны, которое оказалось никому не нужным.

09.

10. Это бывшая Доска Почёта у одной из проходных завода

11.

12. Заброшенный памятник 30-летию Победы в Великой Отечественной войне

13. Заброшенный памятник В.И.Ленину

14.

Посмотрите какие широкие улицы на заводе. Это был целый город

15.

16.

17.

18.

19. Полагаю, что здесь живут мигранты. Справа вы можете увидеть развешанное сушащееся бельё

20. Это ещё одна проходная завода с обратной стороны

21. Если я не ошибаюсь, это бывший медпункт завода

22. Подземная вытяжка. Да, под заводом находились ещё цеха

23. Это здание, кажется, сейчас принадлежит одной из фармацевтических компаний

24. Мемориальный комплекс "Крылья Родины", построенный в 1982 году на деньги, заработанные комсомольцами завода, тоже никому не нужен

25.

26.

27.

28.

29. Фотографировать нельзя, а пивнуху делать можно? Ну-ну)

30.

31. Бывший железнодорожный путь. Раньше шёл от станции "Тушинская" через Тушинский ЖБК. В данный момент действует только до территории Тушинского ЖБК

34.

35.

36.

37.

38. Остатки внутрицехового хозяйства

39.

40.

41.

И, как последним парадом, когда я находился на территории ТМЗ, пролетели боевые самолёты, прощаясь с легендами авиастроения.

42.

43.

До слёз!

44.

Прощайте, Тушинский Машиностроительный Завод и НПО "Молния"!

45.

Фото: Михаил Брацило / Москультура
 

Раздел: 

Метки: