«Маэстро» Карела Чапека

Автор отзыва: 

Маэстро

Трагическая комедия на тему около-богемной чешской жизни.

Режиссер постановки – Юрий Иоффе.

Интересно, кого так Карел Чапек хотел разоблачить, до исподнего.

Хотя как сказать. Разоблачение проведено не только последовательно, от детских лет героя спектакля до гроба, но и красиво. В обстановке прекрасного богатого дома, в шелках, бархате и при звуках рояля.
Великого и ужасного Беду Фолтына играет Виталий Ленский. Великого в своем обаянии и ужасного отсутствием очевидных талантов. Беда – эгоистичный, завистливый, лживый человечек без особых дарований как бы, но явно с серьезным и сокрушительным талантом очаровывать, а также умением чувствовать столь нужный ему самому творческий дар в других, в окружающих, и вообще жуа де вивр – конек артистической натуры Беды Фолтына.

Итак, маэстро умер на сцене, и в силу жанра все обиженные им пройдут перед нами живой картинкой

Сначала мальчик Шимек, чьи стихи были по достоинству оценены Бедой, затем прекрасная дама (Мария Болтнева),чьи кружева, танго и история Юдифи станут весьма  полезны будущему композитору. И наконец, главное завоевание – жена Карла (блистательная Валерия Забегайлова). Она, ее личная скромность и большие деньги – настоящий капитал, на который Беда Фолтын оторвется по полной, а мы понаблюдаем.

Ну это ж все нестерпимо прекрасно: обеды, на которых музыканты пьют шампанское и коньяк, беседы об искусстве и лучшее украшение общества – нет, не оперная певица и первостатейная красавица, а музыкальный критик-алкоголик в почтенном возрасте, Евгений Парамонов в ермолке, вязаном жилете – блеск и образец для подражания. «Почему бы и нет..» - отличная фраза, брать и пользоваться где и когда придется. А как стирал носки. Немедленно чернил, и плакать

К тому же доктор Петру оказался честен и где-то жесток. На розыгрыш наглого Беды его развел конечно, человек из Рыбинска, ну кто ж еще. Правда, похоже я путаю артиста и его роль. Да, собственно, причем тут Рыбинск и его тороватые и довольно лихие жители, здесь, на сцене студенты пражской консерватории. Самого шалого играет Андрей Гусев (вот он как раз из Рыбинска), а самого доброго и талантливого «Папеньку» – Роман Фомин. Веселые ребята. И голодные. А Фолтын между прочим,  их кормил, на средства жены, и  довольно щедро.

Очень понравился Каннер, кабацкий музыкант – Ковалев Вячеслав. Играл, пел и валялся на сцене так вдохновенно, что мог впечатлить не только Беду.
Служанка – Дарья Хорошилова – как Моцарт-мальчик-паж еще туда-сюда, просто забавно, а вот в качестве звезды-американки-Мерилин-ревущие 20-ые и пр – очень даже мила, вертлява, и тыщи-тыщи-тыщи искр летят из глаз ее и из-под шпилек.
Что ж сказать к финалу. Да, Беда Фолтын – скотина и мерзавец. Но что умер – жалко. Лучше б продолжал вертеться, и чудить, и добавлять безумия в размеренную буржуйскую жизнь.. Вот так кажется.

Фото: сайт Театра им.Вл.Маяковского

Раздел: 

Метки: