Рукописи не только не горят, но и поют

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Музей Андрея Рублёва

Рукописи, как известно, не горят. Но они ещё и могут петь. Да-да, петь самым настоящим образом. При этом там содержатся кроме слов и нотные знаки и буквы и даже тона. В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва открылась выставка "Образы молитвы в звуках и красках. Старообрядческая певческая рукопись конца XIX - начала XX века"

В книгу вошли древние песнопения знаменного распева, записанные древнерусской крюковой нотацией. Рукопись богато украшена многоцветными заставками, буквицами, орнаментами на полях, основанных на мотивах украшения древних книг и дополненных образами фантастических растений, цветов и диковинных птиц.

Интервью с куратором выставки Ладой Вадимовной Кондрашовой

 

Рукопись открывается изображением так называемого горовосходного холма, представляющего собой пособие для изучения обиходного звукоряда церковного пения. Такие изображения известны в певческих рукописях с третьей четверти XVII века, но получили наибольшее распространение среди старообрядцев, не использующих нотную запись.

Октоих содержит песнопения знаменного распева, записанные пометной знаменной нотацией. Знаменная нотация - старейшая нотация русских певческих книг, её образцы сохранились с конца XI века. Название происходит от слова "знамя" - знак. На протяжении тысячелетней истории христианства в России знаменная нотация вместе со всем корпусом певческих текстов претерпела значительную эволюцию. Знаменная нотация имеет три уровня сложности. Каждый её знак получил своё название: крюк, параклит, стопица, палка, статья, стрела, голубчик, чашка и так далее. Один знак обозначает один, два, три или четыре звука в восходящем, нисходящем или волнообразном движении. Крюки используются не только в азбучном значении, но и используют устойчивые сочетания друг с другом, называемыми попевками и лицами. В них знаки нотации могут изменять своё значение, такие графические формулы невозможно правильно исполнить без знания попевок данного гласа. Самый сложный уровень нотации - фиты. Они представляют собой иероглифические начертания, где крюки определённым образом сгруппированы вокруг буквы "фита".

Фита зашифровывает собой мелодическое украшение распева, продолжительный вокализ, распеваемый на 1-2 слога текста. Фиты отмечают самые важные смысловые моменты песнопения. Попевки и фиты, где крюки изменяют своё азбучное значение, называются тайнозамкнёнными оборотами. Тайнозамкнённость ограждает знаменную нотацию от профанов и придаёт ей весомость сакрального знания, что соответствует средневековому представлению о нерукотворном, ангелогласном происхождении самого распева. С XV века сохранились учебники знаменной нотации - певческие Азбуки. Со временем количество попевок и фит в Азбуках увеличилось, а тайнозамкнённые начертания стали объясняться с помощью так называемых разводов - расшифровок всех звуков мелодической формулы с помощью азбучных знаков нотации. Такую структуру знаменный распев сохранил вплоть до XX века.

Посетители выставки смогут пролистать рукопись с помощью слайд-фильма, познакомиться с традицией оформления певческих книг, услышать архивные записи старообрядческих песнопений.

Отец Никола Бобков

К открытию выставки подготовлен каталог.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.

Время работы постоянной экспозиции и выставок:
Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
В среду экспозиция и выставки закрыты.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10

Фото: Михаил Брацило/Москультура
 

 

 

Раздел: 

Метки: