Dostoevsky.fm

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Электротеатр Станиславский

Классическая русская литература с её первобытной тоской и всенепременным желанием главных героев напиться или застрелиться, а лучше и то и другое, причём сразу, тем не менее всегда заставляет думать о чём-то большем и более глубинном в. можно даже сказать, и космическом цикле. Потому что в ней распахивается душа до крика, до боли. При этом главным героям совсем и не обязательно заламывать руки и надрывно голосить. Спокойные диалоги пробирают до мурашек и вот, во время этих диалогов и возникает тот самый философский взрыв эмоций, который выплёскивает душу русского человека с её извечными вопросами.

Спектакль "Dostoevsky.fm" Электротеатра "Станиславский" поставлен в четырёх историях. При этом первые две истории - это отрывки из "Идиота" и "Бесов" Достоевского. Третья история - "Моцарт и Сальери" Пушкина. И четвёртая - письма Моцарта к кузине.

02. Олег Курлов

Начало спектакля и по его ходу транслируется радио, где ведущая рассказывает о том, что зритель сейчас увидит. Это похоже на прямой радиоэфир, где ведущая где-то запинается. где-то похохатывает. Малый зал. На сцене эшафот, где и начинается первая часть спектакля. По стене идёт "бегущая строка", читая которую зрители могут узнать некоторые исторические моменты Российского государства, а также характеристики главных героев повествования. Так, мы узнаём. что 400 рублей, пропавших у Лебедева, были большой суммой, а Тургенев именно столько требовал за один печатный лист.

03. Юрий Дуванов

Из "Идиота" показывают сцену, где у Лебедева (Павел Кравец) пропали деньги и он жалуется князю Мышкину (Олег Курлов). Происходит некое расследование, где бойкий Лебедев и стеснительный робкий Мышкин составляют этакую классическую пару следователей. Мышкин производит впечатление какого-то совсем забитого и запуганного жизнью человека. И это не психическое расстройство а склад характера. А Лебедев очень живо подозревает всех, даже самого себя. Ну и

04.

А дальше врывается Иволгин (Юрий Дуванов) и начинает рассказывать сказки о его службе у Наполеона в 10-летнем возрасте. Врёт не стесняясь и старательно отводит от себя подозрения.

На сцене классический диван XIX века и двое: Лиза (Вера Кузнецова) и Ставрогин (Олег Курлов). Сцена из романа "Бесы", когда Лиза хочет уйти от Ставрогина. И ох, как хороша Кузнецова в роли Лизы. Это настолько мощно, это просто вкусно сыграно. Холодная циничная Лиза, которая просто играла. И играла кем. Тем, кто сейчас называется "лидер мнений", человеком, который призывает к революции и убийствам, которому в принципе плевать на жизнь других. И вот этот революционер беспомощно и жалко валяется в ногах у Лизы, а она произносит совершенно чумовой по своей силе монолог, где превращается из красивой холодной женщины просто в циничную ведьму. Наверно ей надо было уехать со Ставрогиным. Как мы помним, в России с ней случилось то, что бывает с людьми, которые связывают себя с революционными негодяями. А может быть и это её не спасло.

05.

На сцене огромная кровать и на ней два человека - Моцарт (Олег Курлов) и Сальери (Юрий Дуванов). Они в ночных колпаках и халатах. На этой огромной кровати они напоминают гномов. Они оба уставшие. От жизни ли, от проблем, кто знает. Сальери показан несколько сумасшедшим, срывающимся на фальцет. Моцарт. пытающийся шутить, тем не менее печально-грустен. Чёрный человек уже где-то рядом, но, тем не менее он не обращает на это внимание, тогда как Сальери быстро всё понимает. Конечно Александр Сергеевич, когда написал это произведение, подложил большую свинью Сальери. Ведь с его "лёгкой руки" пошла эта байка и бедолага Сальери навсегда стался злодеем в мировой истории музыки. А ведь он не травил Моцарта, что давно доказано. От чего он умер, так доподлинно и неизвестно.

На сцене стул. На нём сидят двое - Кузина (Вера Кузнецова) и Брат (Евгений Капустин). Они читают письма Моцарта к Кузине. Это реальные письма Моцарта, где он не стеснялся в фекальном юморе. Вы можете их прочитать, они доступны в интернете. Но здесь "фишкой" стало то, что актёры импровизировали, заходя далеко за темы писем. Евгений Капустин просто сверкал импровизацией юмора. Тут было и про театр и про одиннадцать тысяч баранов, которых перегоняют по мосту. По Крымскому мосту. И просто что-то внезапное. Зал лежал вповалку. И это было неожиданным и весьма нужным расслаблением после такого сложного спектакля.

Зрителям после спектакля есть о чём поговорить, о чём поспорить. Но это Электротеатр "Станиславский". Он всегда загадочный.

Фото: Михаил Брацило/Москультура
 

Раздел: 

Метки: