Автор отзыва:
Ромео и Джульетта из 1990-х — заманчиво, не правда ли? Классическая шекспировская трагедия, перенесенная в атмосферу «лихих» и бурлящих девяностых, — именно такой смелый эксперимент, шоу "Ромео и Джульетта", предлагает зрителям единственный в России иммерсивный репертуарный театр «Особняк Дашков 5». Режиссерами-постановщиками выступили хореографы популярного проекта «Танцы на ТНТ» Алексей Карпенко и Гарик Рудник, что обещает динамичное и нестандартное зрелище.
Театр, в котором живешь
Уникальность «Особняка Дашков 5» начинается с самого места. Действие происходит не в зале с рядами кресел, а в стенах настоящего старинного особняка. Зрителям предоставляется свобода исследовать три этажа, наполненные разными комнатами и локациями. Они не просто наблюдают за спектаклем со стороны, а находятся прямо внутри него, следуя за героями по коридорам и залам.
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Погружение начинается с порога. Зрителей запускают не через парадный вход, а через подвал, где расположены гардероб и барная зона. Здесь, за кружкой пива или чаем, и начинается представление с монолога графа Капулетти.
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Перед началом Судья знакомит всех с строгими правилами: полный запрет на телефоны, съемку, разговоры и любое физическое взаимодействие с актерами или другими зрителями. Все получают маски, которые создают ощущение анонимности и которые потом можно забрать с собой на память. За нарушение — немедленное удаление.
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Охота за сюжетом
Каждому гостю вручают карточку с именем одного из персонажей. По этим карточкам зрителей приглашают в основное пространство особняка, но, как выясняется, это скорее способ избежать толпы. Оказавшись внутри, вы предоставлены сами себе, и это становится главным вызовом.
Фото: пресс-служба театра
Зритель оказывается в роли детектива, который должен сам отыскать сюжет. В разных комнатах одновременно происходят действия, но имена героев не называются. Вырабатывается простая тактика: идти туда, где больше всего народа. Со временем приходит понимание, что нужно «прицепиться» к одному из персонажей и следовать за ним по пятам, чтобы уловить нить повествования. Однако это не всегда удается — толпа может отсечь вас от выбранного героя, и приходится переключаться на другого.
Фото: пресс-служба театра
Благодаря этому можно стать свидетелем очень камерных и пронзительных сцен. Например, случайно оказавшись в спальне, можно застать Леди Капулетти, которая укладывает пьяного мужа и с тоской рассказывает, что ей не нужны «крутые яхты и машины», а просто хочется нормальной жизни. Легендарная сцена на балконе тоже есть, но чтобы ее увидеть, нужно оказаться в нужное время в нужном месте.
Атмосфера 90-х: хиты, рынок и разборки
Слов в спектакле немного. Главный нарратив ведет музыка: хиты 90-х в рок-обработке создают мощный энергетический фон. Но дань уважения классике отдана — звучит и бессмертный «Танец рыцарей» Прокофьева.
Атмосфера эпохи передана блестяще. Костюмы персонажей, антураж комнат, воссозданный вещевой рынок — все досконально продумано и погружает в стилистику десятилетия. Зритель может даже ненадолго оказаться в милицейском участке или стать свидетелем уличной разборки.
Фото: пресс-служба театра
Что вызвало вопросы?
Несмотря на яркость, у формата есть и обратная сторона. Мне не хватило целостности восприятия. Хаотичное движение по особняку, когда не знаешь, куда идти, может раздробить впечатление. Возникает ощущение, что для более связного повествования могли бы быть предусмотрены гиды, которые направляли бы группы зрителей по ключевым точкам сюжета, как это практикуется в других иммерсивных проектах.
Еще один важный момент — запрет на пронос воды. Два часа активного перемещения по лестницам особняка — серьезная физическая нагрузка. Для людей с проблемами со здоровьем, которым может понадобиться запить лекарство, или просто для тех, кто устал, это создает дискомфорт. Единственный вариант — спуститься в бар, но это означает полный выход из атмосферы спектакля.
Фото: пресс-служба театра
Кому понравится?
Этот «Ромео и Джульетта» — спектакль для молодой и активной аудитории, готовой к эксперименту и хаотичному, но захватывающему поиску сюжета. Людям старшего поколения, для которых ностальгически воссоздана атмосфера их молодости, формат может показаться сложным для понимания. Это смелый и амбициозный проект, который стоит посетить ради уникального опыта полного погружения в другую эпоху и другую реальность, даже если эта реальность иногда оказывается немного хаотичной.
Текст: Михаил Брацило / Москультура
Заглавное фото: пресс-служба театра