Премьера «Жестоких игр» в ЦДР: "Золотая молодёжь", битлы и вечные вопросы

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Жестокие игры

В Центре Драматургии и Режиссуры 5 сентября 2025 года состоялась премьера спектакля «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. Эта постановка — не просто ретроспектива, а живой, актуальный разговор о молодежи, ее отношении к жизни и трудном пути взросления. Режиссеру Фаине Колосковой и художественному руководителю Владимиру Панкову блестяще удалось сохранить дух и романтику 1970-х, одновременно перекинув мост в наше время. Ведь пьеса Арбузова вневременна: она описывает характеры, которые существуют всегда, независимо от эпохи.

Снежным комом, свалившимся на голову главному герою, становится взбалмошная, но добрая Неля. Ее появление в трехкомнатной квартире художника Кая служит триггером для событий, навсегда меняющих жизни всех героев.

166A8816.jpg

Сама эта квартира — важная примета времени. Для 1970-х годов молодой человек, живущий один в «трешке», — признак принадлежности либо к власти, либо к богеме. Кай, его друг Никита и эксцентричный Терентий — типичная «золотая молодежь» той эпохи: веселая, безбашенная, живущая на сомнительные доходы.

166A0454.jpg

Их антипод — двоюродный брат Кая, романтик-врач, приехавший из тайги, где его ждут жена-геолог Маша и недавно родившийся ребенок.

166A9861.jpg

Его трагическая гибель ставит перед героями главный нравственный вопрос спектакля: может ли мать бросить ребенка, а посторонняя девушка — нелегально его усыновить?

166A9798.jpg

Постановка не дает готовых ответов и не делит героев на однозначно правых и виноватых. Кажется, что правильная и верная Маша оказывается эгоисткой, а безответственная Неля — прекрасной матерью.

166A0311.jpg

Но в этой любви к ребенку кроется что-то тревожное, заставляющее зрителя усомниться и искать свои собственные ответы.

166A9597.jpg

Перерождение героев начинается с потрясающих по силе монологов. Визит матери Нели, которая своим пронзительным словом заставляет «золотых» мальчиков увидеть в себе обычных сволочей, становится моментом истины.

166A0127.jpg

Не менее страшным и глубоким является откровение отца Терентия, вспоминающего, как он пил и унижал собственного сына.

166A0225.jpg

Особая прелесть спектакля — его музыкальное оформление. Постановка пронизана духом The Beatles и посвящена им. Актеры сами играют на инструментах и поют, поддерживаемые гитаристами.

166A0387.jpg

Особенно выделяется играющая на ударных актриса, сногсшибательная в роли богемной любовницы Кая и обворожительная на барабанной установке.

166A9476.jpg

166A8880.jpg

Апогеем становится исполнение песни «А я еду за туманом», где лирика взрывается рок-н-ролльным драйвом и вновь уходит в тишину, вызывая у зрителей крики «Браво!» в такт музыке.

166A9004.jpg

Рядом с героями постоянно находятся три ангелочка, которые, как бы поддерживают их.

166A8369.jpg

И именно они становятся их проводниками в новую жизнь в новогоднюю ночь.

166A0579.jpg

Единственное, что омрачает впечатление, — организационный момент. Спектакль идет без антракта 2 часа 30 минут, что физически тяжело для публики: неудобные пластиковые стулья, естественные потребности и невозможность размяться. К тому же театр лишает себя доходов от буфета, а в здании ЦДР на Соколе для этого открыто целое кафе.

166A0520.jpg

Но, несмотря на это, спектакль действительно хорош — глубокий, энергетический, заставляющий думать и сопереживать. Для многих он станет машиной времени. Пластинка «Вечер трудного дня» The Beatles фирмы «Мелодия» и проигрыватель «ВЕГА-109», представленные в спектакле, — это не просто реквизит, а мощная связь с юностью. И с моей тоже, ибо эта пластинка есть у меня, а проигрыватель «ВЕГА-109» был. И за это возвращение, а также за блестящую работу, огромная благодарность создателям постановки.

166A7940.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: