Автор отзыва:
В Центре Драматургии и Режиссуры 5 сентября 2025 года состоялась премьера спектакля «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. Эта постановка — не просто ретроспектива, а живой, актуальный разговор о молодежи, ее отношении к жизни и трудном пути взросления. Режиссеру Фаине Колосковой и художественному руководителю Владимиру Панкову блестяще удалось сохранить дух и романтику 1970-х, одновременно перекинув мост в наше время. Ведь пьеса Арбузова вневременна: она описывает характеры, которые существуют всегда, независимо от эпохи.
Снежным комом, свалившимся на голову главному герою, становится взбалмошная, но добрая Неля. Ее появление в трехкомнатной квартире художника Кая служит триггером для событий, навсегда меняющих жизни всех героев.
Сама эта квартира — важная примета времени. Для 1970-х годов молодой человек, живущий один в «трешке», — признак принадлежности либо к власти, либо к богеме. Кай, его друг Никита и эксцентричный Терентий — типичная «золотая молодежь» той эпохи: веселая, безбашенная, живущая на сомнительные доходы.
Их антипод — двоюродный брат Кая, романтик-врач, приехавший из тайги, где его ждут жена-геолог Маша и недавно родившийся ребенок.
Его трагическая гибель ставит перед героями главный нравственный вопрос спектакля: может ли мать бросить ребенка, а посторонняя девушка — нелегально его усыновить?
Постановка не дает готовых ответов и не делит героев на однозначно правых и виноватых. Кажется, что правильная и верная Маша оказывается эгоисткой, а безответственная Неля — прекрасной матерью.
Но в этой любви к ребенку кроется что-то тревожное, заставляющее зрителя усомниться и искать свои собственные ответы.
Перерождение героев начинается с потрясающих по силе монологов. Визит матери Нели, которая своим пронзительным словом заставляет «золотых» мальчиков увидеть в себе обычных сволочей, становится моментом истины.
Не менее страшным и глубоким является откровение отца Терентия, вспоминающего, как он пил и унижал собственного сына.
Особая прелесть спектакля — его музыкальное оформление. Постановка пронизана духом The Beatles и посвящена им. Актеры сами играют на инструментах и поют, поддерживаемые гитаристами.
Особенно выделяется играющая на ударных актриса, сногсшибательная в роли богемной любовницы Кая и обворожительная на барабанной установке.
Апогеем становится исполнение песни «А я еду за туманом», где лирика взрывается рок-н-ролльным драйвом и вновь уходит в тишину, вызывая у зрителей крики «Браво!» в такт музыке.
Рядом с героями постоянно находятся три ангелочка, которые, как бы поддерживают их.
И именно они становятся их проводниками в новую жизнь в новогоднюю ночь.
Единственное, что омрачает впечатление, — организационный момент. Спектакль идет без антракта 2 часа 30 минут, что физически тяжело для публики: неудобные пластиковые стулья, естественные потребности и невозможность размяться. К тому же театр лишает себя доходов от буфета, а в здании ЦДР на Соколе для этого открыто целое кафе.
Но, несмотря на это, спектакль действительно хорош — глубокий, энергетический, заставляющий думать и сопереживать. Для многих он станет машиной времени. Пластинка «Вечер трудного дня» The Beatles фирмы «Мелодия» и проигрыватель «ВЕГА-109», представленные в спектакле, — это не просто реквизит, а мощная связь с юностью. И с моей тоже, ибо эта пластинка есть у меня, а проигрыватель «ВЕГА-109» был. И за это возвращение, а также за блестящую работу, огромная благодарность создателям постановки.
Фото: Михаил Брацило / Москультура