Последние дни сестёр Романовых: живой голос истории

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Сёстры Романовы

Спектакль "Сёстры Романовы. Последние дни" Театра РОСТА в Царицыно, созданный по мотивам монопьес Марины Песковой, Натальи Рубцовой, Камиллы Ибраевой и Елизаветы Мартыновой, представляет собой глубокое исследование жизни четырех юных представительниц царского дома Романовых. Постановка приглашает зрителей задуматься над сложностью человеческого существования и судьбой девушек, чьи судьбы оказались тесно переплетенными с историческими потрясениями начала XX века. При этом зрители сидят на сцене театра и действие происходит прямо перед их глазами.

Подзаголовок спектакля "Прощальный квартет №16" подразумевает 16 июля - последний день жизни всей царской семьи, которая была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года.

166A5030.jpg

Главная интрига постановки заключается в простоте вопроса: насколько значимы двадцать два, двадцать один, девятнадцать и шестнадцать лет жизни девушки?

166A3827.jpg

И спектакль начинается с вопроса одного из участников спектакля к зрителям: "Сколько вам лет?" Ответы разные. И дальше следует вопрос: "Двадцать лет - это много или мало?", - и предлагается поразмышлять, любовь к чему и кому важна в этом возрасте.

166A4652.jpg

Героини пьесы пережили трагические события русской революции, сохранив чувство достоинства, веры и милосердия даже перед лицом опасности и неизбежности. Этот спектакль поднимает важный философско-исторический вопрос: кто они для нас сегодня — далекое прошлое или живая память?

166A4476.jpg

Постановщики подчеркнули уникальность каждого женского образа, раскрывшего внутреннюю силу героинь в условиях абсолютной неопределенности и тревоги. Используя выразительные средства театрального искусства, авторы создали атмосферу, позволяющую зрителю проникнуться духом эпохи и увидеть историю глазами самих участниц событий.

166A4520.jpg

Каждый персонаж размышляет и о себе, и о своём месте в жизни. Девушки мечтают о будущем, грустят, веселятся. И всё это с чувством надрыва и предчувствием неизбежной смерти.

166A4080.jpg

Солдаты во главе с Юровским, фактически, никак не участвуют в спектакле, находясь по углам и оттеняя светлый облик девушек своей жестокой хмуростью. И лишь один молоденький солдатик Скороходов влюблённый в княжну Марию относится к ним хорошо. Но это тоже будет его последним днём. Такое большевики не прощали.

166A4776.jpg

Отдельно стоит отметить поэзию Сергея Бехтеева, ставшую важной частью сценического действа. Его стихи служат эмоциональным фоном, усиливающим переживания персонажей и вовлекающими зрителя в диалог между прошлым и настоящим.

166A4492.jpg

На экране демонстрируются фотографии из жизни царской семьи, а по залу ходят фотокарточки с ними.

166A4051.jpg

И заканчивается это показом подвала дома Ипатьева после расстрела и фотографиями Ганиной ямы, обнаруженной следователем Соколовым, где были сожжены тела царской семьи.

166A4994.jpg

Николай II и императрица никак не отражены в спектакле, а лишь упоминаются сёстрами в разговорах. И это правильно. Я считаю, что именно Николай II виновен и в том, что Россия понесла катастрофические потери в революциях и войнах, и во всех событиях, которые произошли после революции. Его слабость и трусость отбросили страну на десятилетия назад и до сих пор мы пожинаем плоды бесхребетности Николая. И смерть всей царской семьи тоже на совести последнего императора Российской империи.

166A4810.jpg

В конце спектакля актёры просят зрителей поделиться впечатлениями о спектакле и поразмышлять о нём и об исторических событиях того времени. И вот тут, на мой взгляд, актёры совершают промах. Дело в том, что они садятся на места среди зрителей, задавая этот вопрос. Но они находятся спиной к части зрителей и зал сначала не понимает и думает, что спектакль ещё идёт. Стоит очень долгая тишина. Потом, всё же, кто-то задаёт вопрос. Актёры начинают отвечать. Но большинство в зале не слышит, что говорят актёры и зрители. Тяжело вести диалог со спиной. Да и вообще в театре нахождение актёров спиной к публике является моветоном. Я посоветовал бы актёрам находиться перед зрителями, вести диалог глаза в глаза и использовать микрофон.

166A4197.jpg

Премьера стала своеобразным мостиком между поколениями, предоставив возможность зрителям взглянуть на исторические личности сквозь призму современных взглядов и чувств. Спектакль оставляет простор для размышлений, предлагая каждому самостоятельно определить свое отношение к судьбам главных героев и оценить значимость исторических уроков.

166A3838.jpg

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: